18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Другой Эрмитаж, самый первый, вновь обрел авантажный вид

Один из малых дворцов Петра I, которые государь проектировал лично, павильон «Эрмитаж» стал первой в России постройкой с таким названием. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Один из малых дворцов Петра I, которые государь проектировал лично, павильон «Эрмитаж» стал первой в России постройкой с таким названием.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

В Нижнем парке музея-заповедника «Петергоф» после продолжительной реставрации открыт для посетителей павильон «Эрмитаж». Несмотря на небольшие размеры сооружения, оно в свое время, особенно при императоре Павле I, исполняло и дворцовые функции

Возвращение исторического цвета фасадам, гидроизоляция рва и подвалов, реставрация картин, решеток и балконов — огромный объем работы был выполнен за почти два с половиной года. Теперь посетители павильона «Эрмитаж» смогут в полной мере оценить, как здесь, в окружении самых дорогих гостей, проводили время члены императорской семьи.

Один из малых дворцов Петра I, которые государь проектировал лично, павильон «Эрмитаж» стал первой в России постройкой с таким названием. Сейчас ров вокруг этого сооружения впервые за почти 200 лет снова заполнен водой; работает механический подъемный стол; на стены зала второго этажа вернулись отреставрированные полотна XVIII века.

Петр I лично руководил и постройкой павильона, отдавая распоряжения архитектору Иоганну Фридриху Браунштейну. Главной особенностью здания стали подъемные механизмы на ручной тяге: мост через ров, обеденный стол, доставлявший блюда из кухни наверх, и кресло, в котором гостей поднимали на второй этаж. Здесь Денис Фонвизин в присутствии Екатерины II впервые прочитал комедию «Бригадир»; здесь очень любил обедать со своей большой семьей Павел I. Однажды прямо перед таким обедом трос оборвался и кресло, на котором поднимали императора, застряло в проеме. Панически боявшийся покушений на свою жизнь Павел велел убрать машину и построить лестницу. Остальные механические игрушки существовали вплоть до Великой Оте­чественной войны.

Сейчас ров вокруг павильона впервые за почти 200 лет снова заполнен водой. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Сейчас ров вокруг павильона впервые за почти 200 лет снова заполнен водой.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

После ее окончания павильон стал первым музеем Петергофа, открывшим двери для посетителей. Нынешняя реставрация — третья в его истории. А первой была послевоенная, тогда подъемный мост и заменили обычным. Лишь в 2007–2009 годах вновь заработал механический подъемный стол.

По словам Ивана Лебедева, главного архитектора Государственного музея-заповедника «Петергоф», на сей раз самой сложной задачей оказалось полное восстановление гидроизоляции рва и подвалов павильона. «С первых лет постройки Эрмитаж страдал от сырости в подвалах, поэтому ров старались держать сухим, — рассказал архитектор нашему изданию. — Теперь нижняя часть рва облицована гранитными плитами, запечатанными свинцом, стилобат проработан гидроизоляционным раствором. Отремонтирован магистральный колодец водопроводящей трубы, и можно регулировать уровень подъема воды».

В ходе этих работ специалисты обнаружили остатки свай из лиственницы и часть исторического, клинкерного, кирпича. Находки сохранили, недостающие фрагменты стен рва выложили кирпичом, идентичным оригинальному (тот был изготовлен на заказ в Германии). Прежний кордонный камень, имевший фигурный профиль и проложенный когда-то по периметру наружных стен рва, полностью разрушился, так что он заменен новым — из доломита с острова Сааремаа. На зиму воду изо рва будут спускать.

На стены зала второго этажа вернулись отреставрированные полотна XVIII века. Фото: ГМЗ «Петергоф»
На стены зала второго этажа вернулись отреставрированные полотна XVIII века.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

При расчистке фасадов реставраторы установили подлинный цвет окраски стен, и им вернули первоначальный колорит — густо-желтый с оттенком апельсина. Отреставрированы решетки на окнах и балконах. Они сохранились со времен Петра, их рисунок повторял рисунки декоративного оформления линейного корабля «Ингерманланд».

За два с половиной года отреставрирована большая часть картин из зала второго этажа. Проведена шпалерная развеска 124 полотен. Почти все они из довоенной коллекции, то есть петровского времени и позже, середины — второй половины XVIII века. В ходе реставрации удалось установить авторство одного из произведений: выяснилось, что «Стадо на пастбище» написал немецкий художник Иоганн Фридрих Вейч.

Все реставрационные работы проведены ООО «Профиль» под техническим надзором департамента реставрации, реконструкции и капитального ремонта ГМЗ «Петергоф». 

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему
В своей книге исследовательница Кэцзя Ву рассматривает нелегкий путь, пройденный страной в сфере художественного рынка, от «культурной революции» до глобальных трендов. Анализ исторических процессов сопровождается здесь и личными историями художников
03.11.2023
Китайский арт-рынок: что здесь почем и почему
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+