18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Другой Эрмитаж, самый первый, вновь обрел авантажный вид

Один из малых дворцов Петра I, которые государь проектировал лично, павильон «Эрмитаж» стал первой в России постройкой с таким названием. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Один из малых дворцов Петра I, которые государь проектировал лично, павильон «Эрмитаж» стал первой в России постройкой с таким названием.
Фото: ГМЗ «Петергоф»
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

В Нижнем парке музея-заповедника «Петергоф» после продолжительной реставрации открыт для посетителей павильон «Эрмитаж». Несмотря на небольшие размеры сооружения, оно в свое время, особенно при императоре Павле I, исполняло и дворцовые функции

Возвращение исторического цвета фасадам, гидроизоляция рва и подвалов, реставрация картин, решеток и балконов — огромный объем работы был выполнен за почти два с половиной года. Теперь посетители павильона «Эрмитаж» смогут в полной мере оценить, как здесь, в окружении самых дорогих гостей, проводили время члены императорской семьи.

Один из малых дворцов Петра I, которые государь проектировал лично, павильон «Эрмитаж» стал первой в России постройкой с таким названием. Сейчас ров вокруг этого сооружения впервые за почти 200 лет снова заполнен водой; работает механический подъемный стол; на стены зала второго этажа вернулись отреставрированные полотна XVIII века.

Петр I лично руководил и постройкой павильона, отдавая распоряжения архитектору Иоганну Фридриху Браунштейну. Главной особенностью здания стали подъемные механизмы на ручной тяге: мост через ров, обеденный стол, доставлявший блюда из кухни наверх, и кресло, в котором гостей поднимали на второй этаж. Здесь Денис Фонвизин в присутствии Екатерины II впервые прочитал комедию «Бригадир»; здесь очень любил обедать со своей большой семьей Павел I. Однажды прямо перед таким обедом трос оборвался и кресло, на котором поднимали императора, застряло в проеме. Панически боявшийся покушений на свою жизнь Павел велел убрать машину и построить лестницу. Остальные механические игрушки существовали вплоть до Великой Оте­чественной войны.

Сейчас ров вокруг павильона впервые за почти 200 лет снова заполнен водой. Фото: ГМЗ «Петергоф»
Сейчас ров вокруг павильона впервые за почти 200 лет снова заполнен водой.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

После ее окончания павильон стал первым музеем Петергофа, открывшим двери для посетителей. Нынешняя реставрация — третья в его истории. А первой была послевоенная, тогда подъемный мост и заменили обычным. Лишь в 2007–2009 годах вновь заработал механический подъемный стол.

По словам Ивана Лебедева, главного архитектора Государственного музея-заповедника «Петергоф», на сей раз самой сложной задачей оказалось полное восстановление гидроизоляции рва и подвалов павильона. «С первых лет постройки Эрмитаж страдал от сырости в подвалах, поэтому ров старались держать сухим, — рассказал архитектор нашему изданию. — Теперь нижняя часть рва облицована гранитными плитами, запечатанными свинцом, стилобат проработан гидроизоляционным раствором. Отремонтирован магистральный колодец водопроводящей трубы, и можно регулировать уровень подъема воды».

В ходе этих работ специалисты обнаружили остатки свай из лиственницы и часть исторического, клинкерного, кирпича. Находки сохранили, недостающие фрагменты стен рва выложили кирпичом, идентичным оригинальному (тот был изготовлен на заказ в Германии). Прежний кордонный камень, имевший фигурный профиль и проложенный когда-то по периметру наружных стен рва, полностью разрушился, так что он заменен новым — из доломита с острова Сааремаа. На зиму воду изо рва будут спускать.

На стены зала второго этажа вернулись отреставрированные полотна XVIII века. Фото: ГМЗ «Петергоф»
На стены зала второго этажа вернулись отреставрированные полотна XVIII века.
Фото: ГМЗ «Петергоф»

При расчистке фасадов реставраторы установили подлинный цвет окраски стен, и им вернули первоначальный колорит — густо-желтый с оттенком апельсина. Отреставрированы решетки на окнах и балконах. Они сохранились со времен Петра, их рисунок повторял рисунки декоративного оформления линейного корабля «Ингерманланд».

За два с половиной года отреставрирована большая часть картин из зала второго этажа. Проведена шпалерная развеска 124 полотен. Почти все они из довоенной коллекции, то есть петровского времени и позже, середины — второй половины XVIII века. В ходе реставрации удалось установить авторство одного из произведений: выяснилось, что «Стадо на пастбище» написал немецкий художник Иоганн Фридрих Вейч.

Все реставрационные работы проведены ООО «Профиль» под техническим надзором департамента реставрации, реконструкции и капитального ремонта ГМЗ «Петергоф». 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+