18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Юбилейная выставка Кабакова стала выставкой памяти художника

Экспозиция «Илья и Эмилия Кабаковы. Завтра мы взлетим» в Тель-Авивском музее изобразительных искусств. Фото: Dor Kedmi
Экспозиция «Илья и Эмилия Кабаковы. Завтра мы взлетим» в Тель-Авивском музее изобразительных искусств.
Фото: Dor Kedmi
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Главная цель экспозиции «Илья и Эмилия Кабаковы. Завтра мы взлетим» в Тель-Авивском музее изобразительных искусств — напомнить зрителям: искусство, пожалуй, единственное, что держит нас на человеческом уровне

Первую в Израиле монографическую выставку Ильи и Эмилии Кабаковых начали готовить полтора года назад. Ее хотели приурочить к 90-летнему юбилею Ильи Иосифовича, который отметят 30 сентября. Но 27 мая художника не стало, и экспозиция Tomorrow We Fly («Завтра мы взлетим») превратилась в первое большое событие in memoriam.

Экспозиция «Илья и Эмилия Кабаковы. Завтра мы взлетим» в Тель-Авивском музее изобразительных искусств. Фото: Dor Kedmi
Экспозиция «Илья и Эмилия Кабаковы. Завтра мы взлетим» в Тель-Авивском музее изобразительных искусств.
Фото: Dor Kedmi

Полтора года назад никто также не предполагал, что поток репатриантов из России и Украины в Израиль увеличится в четыре раза и превысит 100 тыс. человек. Новая волна иммигрантов богата творческими людьми. Для них выставка самого успешного в мире художника из СССР (родившегося к тому же на Украине, в городе Днепропетровске, нынешнем Днепре) Ильи Кабакова в одном из лучших музеев Израиля — событие знаковое.

Ярчайшие представители послевоенного концептуализма, Кабаковы наряду с Мариной Абрамович, Ивом Кляйном, Джозефом Кошутом, Пьеро Мандзони и десятком других художников обогатили изобразительное искусство такими сложными конструктами, как тотальная инсталляция, акция, паблик-арт. Они одновременно и творили, и рефлексировали по поводу своего творчества, поэтому в их работах такое важное место отведено текстам.

Экспозиция «Илья и Эмилия Кабаковы. Завтра мы взлетим» в Тель-Авивском музее изобразительных искусств. Фото: Dor Kedmi
Экспозиция «Илья и Эмилия Кабаковы. Завтра мы взлетим» в Тель-Авивском музее изобразительных искусств.
Фото: Dor Kedmi

Основной темой Кабаковых была советская цивилизация. Идеологические ритуалы: картина «Проверена. На партийной чистке» (1981) — иронический парафраз одноименного соцреалистического сюжета 1936 года. Быт коммунальной квартиры: скандальная инсталляция «Туалет» (1992) — ежедневная отупляющая рутина элементарного физического выживания. Какое-то время казалось, что Кабаковы с их фокусировкой на бесчеловечности советской жизни сгущают краски, однако жизнь регулярно доказывает актуальность их искусства.

«То, как Кабаков анализировал, чувствовал и показывал советское государство, — комментирует галеристка и коллекционер Юлия Гельман, — во всем его гигантском ужасе насилия над человеком и человечностью, с его пошлостью, бюрократизмом и китчем, довольно уникально. Сегодня эта повестка сверхактуальна».

Экспозиция «Илья и Эмилия Кабаковы. Завтра мы взлетим» в Тель-Авивском музее изобразительных искусств. Фото: Dor Kedmi
Экспозиция «Илья и Эмилия Кабаковы. Завтра мы взлетим» в Тель-Авивском музее изобразительных искусств.
Фото: Dor Kedmi

Выставка в Тель-Авивском художественном музее интересна подбором работ. На ней нет многих ключевых произведений, показанных в Тейт Модерн, Эрмитаже и Третьяковской галерее в 2018 году. Работы отбирались из нескольких десятков музеев и частных коллекций (кстати, говорят, что самое большое количество работ Кабакова — в собрании Романа Абрамовича), и, вполне вероятно, некоторые по тем или иным причинам были недоступны. Но и в том, что собрать получилось, тоже прослеживается закономерность.

Мы по-прежнему находим тут отсылки к советскому мифу. В первом зале зрителя встречает большое полотно с паровозом — тем самым, из песни «Наш паровоз» — и надписью «Следующая остановка: Тараканово» (1979). Однако центральное место на выставке занимает инсталляция «Пустой музей» (1993) — модель зала классического музея с красными подсвеченными стенами, но без картин. В комнате звучит пассакалия Баха, можно присесть на типичные для музеев лавки и погрузиться в музыку и созерцание. Само пространство становится гимном культуре, утверждением искусства, музея как высших ценностей.

Экспозиция «Илья и Эмилия Кабаковы. Завтра мы взлетим» в Тель-Авивском музее изобразительных искусств. Фото: Dor Kedmi
Экспозиция «Илья и Эмилия Кабаковы. Завтра мы взлетим» в Тель-Авивском музее изобразительных искусств.
Фото: Dor Kedmi

Это настроение продолжается и в следующей работе — инсталляции «Где наше место» (2002). Мы видим гигантские ноги неких великанов, рассматривающих гигантские же картины. И одновременно на уровне пола под стеклом выстроены ландшафты мира лилипутов, а мы, зрители, как Гулливер, оказываемся между этими двумя мирами.

Как говорит Эмилия Кабакова (а она по-прежнему в строю, две недели провела на монтаже выставки, на вернисаже, по ее собственным словам, держалась на адреналине), «искусство — единственное, что держит нас на человеческом уровне». В противном случае мы неизбежно опускаемся до уровня толпы. Собственно, сама сложность Кабакова и стала таким вызовом обывательскому контексту.

Тель-Авивский музей изобразительных искусств
«Илья и Эмилия Кабаковы. Завтра мы взлетим»
До 20 января

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+