18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В перуанских Андах обнаружен древний «громовой танцпол»

Археологам было непросто распознать в обнаруженной ими платформе своего рода усилитель звука для ритуальных танцев. Фото: ORP-PIACI Project
Археологам было непросто распознать в обнаруженной ими платформе своего рода усилитель звука для ритуальных танцев.
Фото: ORP-PIACI Project
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Молчание доколумбова прошлого прервала найденная платформа для танца, способная имитировать раскаты грома. Археологи полагают, что здесь проходили ритуалы в честь инкского бога грозы и грома: посвященный ему храм располагался поблизости

Археологи нашли в Перу древнюю «звуковую» площадку для танца, сделанную так, чтобы звучать под ударами ног как барабан, посвященный богу грома. Она была обнаружена в историческом комплексе возле Вьехо-Сангайаико в 200 км к юго-востоку от Лимы. Звучащий пол, встроенный в платформу под открытым небом между 1000 и 1400 годом н.э., продолжали использовать при инках (с 1400 по 1532 год) и, возможно, даже в первые годы после испанского завоевания.

«Известно, что танец был важнейшей составляющей андских ритуалов в доколумбову эпоху. Я полагаю, что эта платформа использовалась для усиления естественных звуков, сопровождающих танец», — рассказывает руководитель исследовательского проекта Кевин Лейн, археолог из Института культур (IDECU) Университета Буэнос-Айреса в Аргентине. Результаты исследования, проведенного благодаря финансовой поддержке Фонда имени Герды Хенкель, были недавно опубликованы в Journal of Anthropological Archaeology.

Пол для танца был встроен в одну из двух платформ под открытым небом, располагавшихся, вероятно, неподалеку от инкского храма, посвященного богу грозы. С платформ открывается вид на гору Уинчокрус, где в доколумбову эпоху стояла церемониальная платформа ушну. «Полагаю, что эти открытые платформы использовались в качестве сцены для ритуалов почитания богов соседних гор, в данном случае Уинчокруса», — говорит Лейн.

Пол для танца был встроен в одну из двух платформ под открытым небом, располагавшихся, вероятно, неподалеку от инкского храма, посвященного богу грозы. Фото: ORP-PIACI Project
Пол для танца был встроен в одну из двух платформ под открытым небом, располагавшихся, вероятно, неподалеку от инкского храма, посвященного богу грозы.
Фото: ORP-PIACI Project

Он объясняет, что, поскольку в верованиях андских народов божества молнии ассоциировались с дождем и громом, жители Вьехо-Сангайаико могли использовать этот танцевальный пол для имитации звуков грозы. «Весьма вероятно, что аккомпанементом для этих танцев служили барабаны и, возможно, андские духовые инструменты».

Археологи обнаружили звуковой пол для танцев благодаря звукам, которые они услышали, ступив на его поверхность. «Начав раскопки платформы, мы поняли, что она сконструирована специально для усиления звука, — рассказывает Лейн. — Видно, что в платформе выкопали углубление, а затем в него поместили особым образом подготовленные наполнители и поверхности, создающие эффект перкуссии: четыре слоя сушеных фекалий местных животных из семейства верблюдовых, переложенные четырьмя слоями чистой илистой глины».

По словам Лейна, небольшие пустоты в слоях фекалий издавали гулкий низкий звук, когда люди танцевали или топали по поверхности пола, диаметр которого составлял около 10 м.

«Насколько мы понимаем, платформа могла удерживать до 26 человек, танцующих в унисон и производящих громоподобный звук», — говорит Лейн и добавляет, что пыль, поднимавшаяся из-под ног танцоров, могла создавать дополнительный визуальный эффект.

В свете этой находки выдвигаются предположения, что на территории других андских объектов тоже могли быть усиливающие звук приспособления. «Они уже были известны нам по ранним доинкским комплексам вроде Чавин-де-Уантара, но не исключено, что даже в поздний доколумбов период во многих комплексах имелись подобные конструкции», — поясняет Лейн. Кроме того, использование звука недавно было изучено в Уануко-Пампа, еще одном андском комплексе в Перу.

«Звуковая платформа для танца — потрясающая находка, демонстрирующая, что наряду с инструментами для создания музыки могли использоваться человеческое тело и ландшафт, — говорит Лейн. — Ее обнаружение возвращает к жизни звуки прошлого, что ценно, поскольку для нас прошлое по большей части немо».  

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+