18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»

Сергей Шерстюк. «Аркадия». 1985. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Сергей Шерстюк. «Аркадия». 1985.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм

Событие приурочили к 100-летию московского спорта: в 1923 году специальным постановлением ВЦИК были образованы «высший и местные Советы физической культуры трудящихся РСФСР», в том числе Московский совет, предтеча нынешнего столичного Департамента спорта, который и выступил инициатором выставки.

Экспозиции к юбилеям редко несут в себе полемический задор или серьезную академическую рефлексию. Они, скорее, нарядные и позитивные, как подарок ко дню рождения. «Век спорта» таким и получился. По словам организаторов, выставка демонстрирует «насыщенный, разнообразный мир, заряженный энергией и оптимизмом», и с этим трудно спорить.

Выставку подготовили в максимально сжатые сроки, меньше чем за год, собрав 150 произведений (живопись, скульптура, графика и прочее) из 15 российских музеев. Среди участников, помимо ожидаемого Государственного Русского музея, Курская и Астраханская картинные галереи, Мурманский и Ярославский художественные музеи и другие.

Александр Дейнека. «Эстафета». 1947. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Дейнека. «Эстафета». 1947.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Обещаны малоизвестные произведения, которые, по словам замдиректора ГТГ Татьяны Карповой, «мы редко видим и плохо знаем». При этом, конечно, не обошлось без таких хрестоматийных картин, как «Футбол» (1926) Юрия Пименова, «Вод­ный праздник» (1949) Георгия Нисского, «Эстафета» (1947) Александра Дейнеки (широко известная как «Эстафета по кольцу Б»). Последняя особенно важна для Департамента спорта, московские власти собираются эстафету по Садовому кольцу возродить.

Будет также экспонироваться одна из последних монументальных работ Дейнеки — витраж «Баскетболистки» (1950-е), «выявленный» в одном частном собрании и впервые показанный публике в 2017 году.

Куратор проекта — Наталья Чернышева, авторами экспозиции выступили известные дизайнеры Эрик Белоусов и Мария Корнилова. Дизайнеры вдохновлялись спортивной архитектурой 1920–1930-х годов. Для оформления стен были подобраны чистые, «плакатные» цвета: белый, серый и красный.

Александр Дейнека. «Баскетболистки». Эскиз витража. 1950-е. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Дейнека. «Баскетболистки». Эскиз витража. 1950-е.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка состоит из девяти разделов и хронологически охватывает время с 1920-х по 1980-е годы. Концептуальным водоразделом служит война: если в первой трети XX века спорт рифмовался с боевыми и трудовыми подвигами, то в послевоенные годы тема «Спорт в искусстве» предполагала поиск красоты и гармонии.

Экспозиция начинается залом кинохроники: на трех больших экранах показывают сцены триумфа советских спортсменов. Выставка включает разделы, посвященные целым эпохам. Например, послереволюционному десятилетию, когда спортивные традиции складывались, а спортивная структура формировалась. (Сегодня трудно поверить в то, что в 1920-е существовал лозунг «Долой спорт!», пролеткультовцы объявили спорт буржуазным пережитком.)

Есть разделы о конкретных событиях. К примеру, о легендарных ежегодных физкультурных парадах на Красной площади, в которых в середине ­1930-х принимали участие более 100 тыс. атлетов. Другие разделы сфокусированы на отдельных видах спорта. Выставка расскажет о спорте профессиональном и массовом, о состязаниях командных и индивидуальных, о спортсменах и болельщиках. Присутствует портретная галерея знаменитых спортсменов, которые были настоящими звездами своего времени: гимнастки Ольги Корбут, наездницы Елены Петушковой, тяжелоатлета Юрия Власова и других.

Вера Мыльникова. «Теннисистка». 1979. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Вера Мыльникова. «Теннисистка». 1979.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Особое место в экспозиции занимает рассказ и о художниках-спортсменах: Георгий Нисский увлекался яхтингом, Юрий Пименов играл в футбол, ну а самым спортивным, конечно, был Александр Дейнека. Он занимался боксом и греко-римской борьбой (она тогда называлась французской), а на стадион «Динамо» приходил не только тренироваться, но и на этюды — зарисовывал спортс­менов во время соревнований. Именно эти зарисовки сыграли важную роль в формировании Дейнеки как художника. Позже он вспоминал: «Писал футбол. Игру любил, знал ее, как тысячи моих сверстников, как десятки тысяч взволнованных зрителей. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Наделал десятки рисунков, и, набрасывая один из многих неудачных эскизов, я обнаружил — эскиз не укладывается в композиционные нормы знакомых картин. Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок… Игра в футбол натолкнула меня на свой самостоятельный язык».

Речь идет о рождении картины «Вратарь» (1934) — шедевра из коллекции Третьяковки, без которого любая выставка, посвященная советскому спорту, была бы неполной. Здесь он, конечно, занимает одно из заметных мест, снабженный расширенной этикеткой с комментарием голкипера, участника чемпионата мира по футболу 2002 года Руслана Нигматуллина. Собрать высказывания известных спортсменов помог московский Департамент спорта. Получилось познавательно. Так, олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира и восьмикратный чемпион Европы гимнаст Юрий Титов рассказал, как он с товарищами позировал Дмитрию Жилинскому. Владислав Третьяк оставил комментарии к картине Валентина Людвика «Вратари советского хоккея (Н.Пучков, В.Третьяк и В.Коноваленко)» (1979).

Неожиданный экспонат — картина «Опять двойка» (1952) Федора Решетникова. Одна из интриг выставки (организаторы не хотят ее раскрывать) заключается в том, что у знаменитой картины есть и спортивный подтекст (обратите внимание на портфель), а не только трагический, связанный с тем, что художник изобразил соседского мальчика Эдварда, сына расстрелянного в 1938-м художника Густава Клуциса.

Борис Тальберг. «Пять гимнасток на красном фоне». 1971. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Борис Тальберг. «Пять гимнасток на красном фоне». 1971.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Один из разделов расскажет о спорте в анимации: от раннего шедевра — черно-белого «Катка» (1927) Николая Бартрама и Юрия Желябужского, до работ самого спортивного советского мультипликатора Бориса Дежкина — его «Необыкновенный матч» (1950), «Шайбу! Шайбу!» (1964), «„Метеор“ на ринге» (1970) и другие мультфильмы до сих пор не потеряли художественной ценности.

Вследствие того, что выставка готовилась в экстренном режиме, несколько ключевых произведений — «Девушку в футболке» (1932) Александра Самохвалова и «Гимнастов СССР» (1964–1965) Дмитрия Жилинского — не удалось получить из Русского музея (в том числе по причине плановой реставрации). Эти изображения будут присутствовать в виде проекций на лайтбоксах.

Со спортом музей связывает даже локация — и этому историческому факту посвящен целый выставочный раздел. На том месте Крымской набережной, где сейчас Музеон и здание Новой Третьяковки, в 1915 году располагался целый спортивный кластер с теннисными кортами, крокетной площадкой, беговой дорожкой и футбольным полем. В 1920-е футбольный стадион расширяли и благоустраивали, зимой здесь заливали каток. В 1930-е на стадионе тренировалась футбольная команда завода ЗиС. После войны территория отошла Академии наук, а в 1965–1983 годах здесь построили Центральный дом художника.

Государственная Третьяковская галерея
«Век спорта. К 100-летию московского спорта»
До 14 января

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+