18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Пальмиру будут восстанавливать специалисты из Северной Пальмиры

Пальмира, один из шести объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в Сирии, серьезно пострадала от варварских действий исламских боевиков в 2015– 2017 годах. Фото: ИИМК
Пальмира, один из шести объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в Сирии, серьезно пострадала от варварских действий исламских боевиков в 2015– 2017 годах.
Фото: ИИМК
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

В середине сентября российские специалисты приступают к воссозданию разрушенной исламскими боевиками триумфальной арки на территории Пальмиры. Помимо новых материалов, планируется использовать фрагменты сооружения, оставшиеся на месте взрыва

Проект воссоздания триумфальной арки эпохи Древнего Рима в Пальмире, разработанный сотрудниками Института истории материальной культуры (ИИМК) Российской академии наук, специалистами Государственного Эрмитажа и архитектурными бюро Никиты Явейна и Максима Атаянца, переходит в активную стадию.

Пальмира, один из шести объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в Сирии, серьезно пострадала от варварских действий исламских боевиков в 2015–2017 годах. Тогда в древнем городе, одном из богатейших и прекраснейших торговых перекрестков поздней Античности, было взорвано несколько самых знаменитых памятников, в том числе триумфальная арка, изображение которой знакомо всем россиянам по обложке учебника истории Древнего мира для пятого класса. С середины сентября 2023 года ведущие российские реставраторы и архитекторы приступают к ее восстановлению.

Сотрудники ИИМК РАН предложили создать 3D-модель древних памятников города. Фото: ИИМК
Сотрудники ИИМК РАН предложили создать 3D-модель древних памятников города.
Фото: ИИМК

Идею спасения Пальмиры и воссоздания триумфальной арки российские специалисты выдвинули почти сразу после освобождения этой территории от боевиков. Об этом тогда заговорил Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, а сотрудники ИИМК РАН предложили создать 3D-модель древних памятников города. Проект цифровизации «Пальмира во времени и пространстве» был завершен к 2020 году; цифровую модель российские специалисты передали правительству Сирии и ЮНЕСКО. В 2020 году в Петербурге прошла серия выставок и круглых столов, на которых обсуждались, в частности, перспективы восстановления одного из знаковых памятников Пальмиры — триумфальной арки.

Арка, построенная в III веке н.э. при императоре Септимии Севере, соединяла Большую колоннаду с храмом Баала. В 1753 году британский архитектор и путешественник Роберт Вуд опубликовал в Лондоне гравюры с изображением Пальмиры, сделав этот античный город известным в Европе. Гравюры произвели такое сильное впечатление в России, что россияне стали именовать Петербург Северной Пальмирой, а Екатерину II придворные сравнивали с царицей Пальмиры Зенобией. В начале 30-х годов прошлого века французский архитектор Робер Ами выполнил детальные замеры и чертежи арки и провел ее частичную реставрацию. Публикация Ами о его работе сделала арку всемирно известной.

В 1753 году британский архитектор и путешественник Роберт Вуд опубликовал в Лондоне гравюры с изображением Пальмиры, сделав этот античный город известным в Европе. Фото: ИИМК
В 1753 году британский архитектор и путешественник Роберт Вуд опубликовал в Лондоне гравюры с изображением Пальмиры, сделав этот античный город известным в Европе.
Фото: ИИМК

В марте 2022 года Генеральный департамент древностей и музеев Сирии подписал с ИИМК договор о реставрации и воссоздании арки. В этом проекте также приняли участие специалисты Эрмитажа, архитектурное бюро «Студия 44» Никиты Явейна, мастерская Максима Атаянца, частные профильные компании. С российской стороны его курируют Русское географическое общество и Министерство обороны, с сирийской — Министерство культуры и Сирийский фонд развития.

«Мы создали проект за полгода, хотя на старте у нас не было исходных данных, кроме нашей 3D-модели, статьи Робера Ами и фотографий с его чертежей, — рассказала Наталья Соловьева, заместитель директора ИИМК РАН. — На наше обращение к мировой общественности прислать фотографии арки до ее разрушения откликнулись десятки тысяч людей со всего мира, и мы получили бесценный изобразительный материал. По этим фотографиям и чертежам Ами мы сделали большое количество цифровых моделей, на основании которых построили обмерные чертежи и сделали реставрационный проект».

Проект цифровизации «Пальмира во времени и пространстве» был завершен к 2020 году; цифровую модель российские специалисты передали правительству Сирии и ЮНЕСКО. Фото: ИИМК
Проект цифровизации «Пальмира во времени и пространстве» был завершен к 2020 году; цифровую модель российские специалисты передали правительству Сирии и ЮНЕСКО.
Фото: ИИМК

Специалисты ИИМК предполагают сохранить при воссоздании арки в том числе фрагменты каменных блоков, из которых она состояла и которые частично остались на месте взрыва. Хотя подлинных деталей арки сохранилось мало. «Уже сейчас понятно, что процент новых материалов будет высоким, — пояснил Никита Явейн, руководитель «Студии 44». — И в процессе работы он может увеличиться: надо учитывать, что после взрыва каменные блоки могут иметь внутренние трещины».

Как рассказала Наталья Соловьева, планируется максимально использовать исторические материалы, добавив камень из карьера рядом с Пальмирой и скрепив детали раствором, полученным из того же камня.

Специалисты ИИМК предполагают сохранить при воссоздании арки в том числе фрагменты каменных блоков, из которых она состояла и которые частично остались на месте взрыва. Фото: ИИМК
Специалисты ИИМК предполагают сохранить при воссоздании арки в том числе фрагменты каменных блоков, из которых она состояла и которые частично остались на месте взрыва.
Фото: ИИМК

«На защите нашего проекта в Сирии европейские коллеги-реставраторы назвали его „золотым стандартом“, — отметила Наталья Соловьева. — Сирийская сторона направила проект в ЮНЕСКО несколько месяцев назад, и до сих пор никаких отрицательных замечаний по проекту эксперты этой международной организации не сделали. Поэтому мы приступаем к закупке необходимого оборудования и отправке его в Сирию».

Проект рассчитан на три года. Следующим этапом станет, по словам специалистов, восстановление музея Пальмиры.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
5
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+