18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Пальмиру будут восстанавливать специалисты из Северной Пальмиры

Пальмира, один из шести объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в Сирии, серьезно пострадала от варварских действий исламских боевиков в 2015– 2017 годах. Фото: ИИМК
Пальмира, один из шести объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в Сирии, серьезно пострадала от варварских действий исламских боевиков в 2015– 2017 годах.
Фото: ИИМК
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

В середине сентября российские специалисты приступают к воссозданию разрушенной исламскими боевиками триумфальной арки на территории Пальмиры. Помимо новых материалов, планируется использовать фрагменты сооружения, оставшиеся на месте взрыва

Проект воссоздания триумфальной арки эпохи Древнего Рима в Пальмире, разработанный сотрудниками Института истории материальной культуры (ИИМК) Российской академии наук, специалистами Государственного Эрмитажа и архитектурными бюро Никиты Явейна и Максима Атаянца, переходит в активную стадию.

Пальмира, один из шести объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в Сирии, серьезно пострадала от варварских действий исламских боевиков в 2015–2017 годах. Тогда в древнем городе, одном из богатейших и прекраснейших торговых перекрестков поздней Античности, было взорвано несколько самых знаменитых памятников, в том числе триумфальная арка, изображение которой знакомо всем россиянам по обложке учебника истории Древнего мира для пятого класса. С середины сентября 2023 года ведущие российские реставраторы и архитекторы приступают к ее восстановлению.

Сотрудники ИИМК РАН предложили создать 3D-модель древних памятников города. Фото: ИИМК
Сотрудники ИИМК РАН предложили создать 3D-модель древних памятников города.
Фото: ИИМК

Идею спасения Пальмиры и воссоздания триумфальной арки российские специалисты выдвинули почти сразу после освобождения этой территории от боевиков. Об этом тогда заговорил Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, а сотрудники ИИМК РАН предложили создать 3D-модель древних памятников города. Проект цифровизации «Пальмира во времени и пространстве» был завершен к 2020 году; цифровую модель российские специалисты передали правительству Сирии и ЮНЕСКО. В 2020 году в Петербурге прошла серия выставок и круглых столов, на которых обсуждались, в частности, перспективы восстановления одного из знаковых памятников Пальмиры — триумфальной арки.

Арка, построенная в III веке н.э. при императоре Септимии Севере, соединяла Большую колоннаду с храмом Баала. В 1753 году британский архитектор и путешественник Роберт Вуд опубликовал в Лондоне гравюры с изображением Пальмиры, сделав этот античный город известным в Европе. Гравюры произвели такое сильное впечатление в России, что россияне стали именовать Петербург Северной Пальмирой, а Екатерину II придворные сравнивали с царицей Пальмиры Зенобией. В начале 30-х годов прошлого века французский архитектор Робер Ами выполнил детальные замеры и чертежи арки и провел ее частичную реставрацию. Публикация Ами о его работе сделала арку всемирно известной.

В 1753 году британский архитектор и путешественник Роберт Вуд опубликовал в Лондоне гравюры с изображением Пальмиры, сделав этот античный город известным в Европе. Фото: ИИМК
В 1753 году британский архитектор и путешественник Роберт Вуд опубликовал в Лондоне гравюры с изображением Пальмиры, сделав этот античный город известным в Европе.
Фото: ИИМК

В марте 2022 года Генеральный департамент древностей и музеев Сирии подписал с ИИМК договор о реставрации и воссоздании арки. В этом проекте также приняли участие специалисты Эрмитажа, архитектурное бюро «Студия 44» Никиты Явейна, мастерская Максима Атаянца, частные профильные компании. С российской стороны его курируют Русское географическое общество и Министерство обороны, с сирийской — Министерство культуры и Сирийский фонд развития.

«Мы создали проект за полгода, хотя на старте у нас не было исходных данных, кроме нашей 3D-модели, статьи Робера Ами и фотографий с его чертежей, — рассказала Наталья Соловьева, заместитель директора ИИМК РАН. — На наше обращение к мировой общественности прислать фотографии арки до ее разрушения откликнулись десятки тысяч людей со всего мира, и мы получили бесценный изобразительный материал. По этим фотографиям и чертежам Ами мы сделали большое количество цифровых моделей, на основании которых построили обмерные чертежи и сделали реставрационный проект».

Проект цифровизации «Пальмира во времени и пространстве» был завершен к 2020 году; цифровую модель российские специалисты передали правительству Сирии и ЮНЕСКО. Фото: ИИМК
Проект цифровизации «Пальмира во времени и пространстве» был завершен к 2020 году; цифровую модель российские специалисты передали правительству Сирии и ЮНЕСКО.
Фото: ИИМК

Специалисты ИИМК предполагают сохранить при воссоздании арки в том числе фрагменты каменных блоков, из которых она состояла и которые частично остались на месте взрыва. Хотя подлинных деталей арки сохранилось мало. «Уже сейчас понятно, что процент новых материалов будет высоким, — пояснил Никита Явейн, руководитель «Студии 44». — И в процессе работы он может увеличиться: надо учитывать, что после взрыва каменные блоки могут иметь внутренние трещины».

Как рассказала Наталья Соловьева, планируется максимально использовать исторические материалы, добавив камень из карьера рядом с Пальмирой и скрепив детали раствором, полученным из того же камня.

Специалисты ИИМК предполагают сохранить при воссоздании арки в том числе фрагменты каменных блоков, из которых она состояла и которые частично остались на месте взрыва. Фото: ИИМК
Специалисты ИИМК предполагают сохранить при воссоздании арки в том числе фрагменты каменных блоков, из которых она состояла и которые частично остались на месте взрыва.
Фото: ИИМК

«На защите нашего проекта в Сирии европейские коллеги-реставраторы назвали его „золотым стандартом“, — отметила Наталья Соловьева. — Сирийская сторона направила проект в ЮНЕСКО несколько месяцев назад, и до сих пор никаких отрицательных замечаний по проекту эксперты этой международной организации не сделали. Поэтому мы приступаем к закупке необходимого оборудования и отправке его в Сирию».

Проект рассчитан на три года. Следующим этапом станет, по словам специалистов, восстановление музея Пальмиры.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+