18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пальмиру будут восстанавливать специалисты из Северной Пальмиры

Пальмира, один из шести объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в Сирии, серьезно пострадала от варварских действий исламских боевиков в 2015– 2017 годах. Фото: ИИМК
Пальмира, один из шести объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в Сирии, серьезно пострадала от варварских действий исламских боевиков в 2015– 2017 годах.
Фото: ИИМК
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

В середине сентября российские специалисты приступают к воссозданию разрушенной исламскими боевиками триумфальной арки на территории Пальмиры. Помимо новых материалов, планируется использовать фрагменты сооружения, оставшиеся на месте взрыва

Проект воссоздания триумфальной арки эпохи Древнего Рима в Пальмире, разработанный сотрудниками Института истории материальной культуры (ИИМК) Российской академии наук, специалистами Государственного Эрмитажа и архитектурными бюро Никиты Явейна и Максима Атаянца, переходит в активную стадию.

Пальмира, один из шести объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в Сирии, серьезно пострадала от варварских действий исламских боевиков в 2015–2017 годах. Тогда в древнем городе, одном из богатейших и прекраснейших торговых перекрестков поздней Античности, было взорвано несколько самых знаменитых памятников, в том числе триумфальная арка, изображение которой знакомо всем россиянам по обложке учебника истории Древнего мира для пятого класса. С середины сентября 2023 года ведущие российские реставраторы и архитекторы приступают к ее восстановлению.

Сотрудники ИИМК РАН предложили создать 3D-модель древних памятников города. Фото: ИИМК
Сотрудники ИИМК РАН предложили создать 3D-модель древних памятников города.
Фото: ИИМК

Идею спасения Пальмиры и воссоздания триумфальной арки российские специалисты выдвинули почти сразу после освобождения этой территории от боевиков. Об этом тогда заговорил Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, а сотрудники ИИМК РАН предложили создать 3D-модель древних памятников города. Проект цифровизации «Пальмира во времени и пространстве» был завершен к 2020 году; цифровую модель российские специалисты передали правительству Сирии и ЮНЕСКО. В 2020 году в Петербурге прошла серия выставок и круглых столов, на которых обсуждались, в частности, перспективы восстановления одного из знаковых памятников Пальмиры — триумфальной арки.

Арка, построенная в III веке н.э. при императоре Септимии Севере, соединяла Большую колоннаду с храмом Баала. В 1753 году британский архитектор и путешественник Роберт Вуд опубликовал в Лондоне гравюры с изображением Пальмиры, сделав этот античный город известным в Европе. Гравюры произвели такое сильное впечатление в России, что россияне стали именовать Петербург Северной Пальмирой, а Екатерину II придворные сравнивали с царицей Пальмиры Зенобией. В начале 30-х годов прошлого века французский архитектор Робер Ами выполнил детальные замеры и чертежи арки и провел ее частичную реставрацию. Публикация Ами о его работе сделала арку всемирно известной.

В 1753 году британский архитектор и путешественник Роберт Вуд опубликовал в Лондоне гравюры с изображением Пальмиры, сделав этот античный город известным в Европе. Фото: ИИМК
В 1753 году британский архитектор и путешественник Роберт Вуд опубликовал в Лондоне гравюры с изображением Пальмиры, сделав этот античный город известным в Европе.
Фото: ИИМК

В марте 2022 года Генеральный департамент древностей и музеев Сирии подписал с ИИМК договор о реставрации и воссоздании арки. В этом проекте также приняли участие специалисты Эрмитажа, архитектурное бюро «Студия 44» Никиты Явейна, мастерская Максима Атаянца, частные профильные компании. С российской стороны его курируют Русское географическое общество и Министерство обороны, с сирийской — Министерство культуры и Сирийский фонд развития.

«Мы создали проект за полгода, хотя на старте у нас не было исходных данных, кроме нашей 3D-модели, статьи Робера Ами и фотографий с его чертежей, — рассказала Наталья Соловьева, заместитель директора ИИМК РАН. — На наше обращение к мировой общественности прислать фотографии арки до ее разрушения откликнулись десятки тысяч людей со всего мира, и мы получили бесценный изобразительный материал. По этим фотографиям и чертежам Ами мы сделали большое количество цифровых моделей, на основании которых построили обмерные чертежи и сделали реставрационный проект».

Проект цифровизации «Пальмира во времени и пространстве» был завершен к 2020 году; цифровую модель российские специалисты передали правительству Сирии и ЮНЕСКО. Фото: ИИМК
Проект цифровизации «Пальмира во времени и пространстве» был завершен к 2020 году; цифровую модель российские специалисты передали правительству Сирии и ЮНЕСКО.
Фото: ИИМК

Специалисты ИИМК предполагают сохранить при воссоздании арки в том числе фрагменты каменных блоков, из которых она состояла и которые частично остались на месте взрыва. Хотя подлинных деталей арки сохранилось мало. «Уже сейчас понятно, что процент новых материалов будет высоким, — пояснил Никита Явейн, руководитель «Студии 44». — И в процессе работы он может увеличиться: надо учитывать, что после взрыва каменные блоки могут иметь внутренние трещины».

Как рассказала Наталья Соловьева, планируется максимально использовать исторические материалы, добавив камень из карьера рядом с Пальмирой и скрепив детали раствором, полученным из того же камня.

Специалисты ИИМК предполагают сохранить при воссоздании арки в том числе фрагменты каменных блоков, из которых она состояла и которые частично остались на месте взрыва. Фото: ИИМК
Специалисты ИИМК предполагают сохранить при воссоздании арки в том числе фрагменты каменных блоков, из которых она состояла и которые частично остались на месте взрыва.
Фото: ИИМК

«На защите нашего проекта в Сирии европейские коллеги-реставраторы назвали его „золотым стандартом“, — отметила Наталья Соловьева. — Сирийская сторона направила проект в ЮНЕСКО несколько месяцев назад, и до сих пор никаких отрицательных замечаний по проекту эксперты этой международной организации не сделали. Поэтому мы приступаем к закупке необходимого оборудования и отправке его в Сирию».

Проект рассчитан на три года. Следующим этапом станет, по словам специалистов, восстановление музея Пальмиры.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+