18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Соло на шедеврах Третьяковки с личными вариациями

Иван Айвазовский с картиной «Черное море» (1881) стал одним из героев книги Зельфиры Трегуловой. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Айвазовский с картиной «Черное море» (1881) стал одним из героев книги Зельфиры Трегуловой.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Зельфира Трегулова, экс-глава Третьяковской галереи, в своей книге, выпущенной издательством АСТ, проводит заочную экскурсию по некоторым главным экспонатам музея. Картины знаменитых художников преподнесены здесь без лишних вольностей, зато от себя, с пристрастными интонациями

От музейных руководителей, возглавлявших большие институции и ушедших по тем или иным причинам в отставку, западная публика обычно ждет мемуаров, а российская не ждет ничего. В случае экс-директора Государственной Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой мы имеем пока промежуточный результат. Ее книга «Шедевры Третьяковки. Личный взгляд», выпущенная издательством АСТ, совсем не похожа на летопись, которая охватывала бы всю карьеру автора, включая восьмилетний период руководства сокровищницей национального искусства. По жанру это, скорее, экскурсия, обзор двух с половиной десятков экспонатов — из той категории, которую в зарубежных музеях иногда прямо на стенах маркируют надписью highlight, подавая зрителям сигнал: не проходите мимо, потом пожалеете.

Зельфира Трегулова. «Шедевры Третьяковки. Личный взгляд». М.: АСТ, 2023. 176 с., ил.
Зельфира Трегулова. «Шедевры Третьяковки. Личный взгляд». М.: АСТ, 2023. 176 с., ил.

Словом, перед нами сборник коротких эссе с явным культуртрегерским уклоном. Формат этот во многом был задан еще до выхода книги: она построена на основе лекций, записанных Трегуловой для интернет-портала «Арзамас» в бытность директором ГТГ, без приставки «экс», и с использованием двух фильмов-экскурсий того же времени. Тем не менее пресловутый «личный взгляд» из заголовка обнаруживает себя не только в выборе конкретных шедевров и в доверительных интонациях, которые штатным экскурсоводам все же не положены, но и в целом ряде эпизодов из директорской практики. То мы узнаем о потрясении, которое испытал знаменитый художник Аниш Капур при встрече с полотном Ивана Айвазовского «Черное море», то слышим в пересказе фразу, произнесенную папой Франциском I перед картиной «Христос в пустыне» кисти Ивана Крамского: «Я никогда не видел такой сильной живописи, как эта». И чем ближе к нашим временам то искусство, о котором идет речь, тем все более личным становится взгляд, вплоть до промельков детских воспоминаний. Что-то подсказывает, что мемуаров от Зельфиры Трегуловой мы все-таки дождемся со временем.

А пока — прогулка по музею. Она в определенном смысле закольцована: начинается с «Явления Христа народу» Александра Иванова и завершается холстом Эрика Булатова «Картина и зрители», где то самое «Явление» осмысливается заново благодаря подключению сегодняшней публики к евангельскому сюжету. Примерно такой же публике, то есть широкому кругу читателей, адресована и сама книга. Что, конечно, накладывало на автора ряд ограничений. Как минимум в части сложной искусствоведческой и культурологической терминологии (это ограничение, кстати, иногда идет книгам на пользу), а также в части выбора художников и произведений.

Прогулка по музею начинается с «Явления Христа народу» Александра Иванова. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Прогулка по музею начинается с «Явления Христа народу» Александра Иванова.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Сколь бы ни были бездонны закрома ГТГ, общепризнанные шедевры исчисляются здесь все же десятками, а не тысячами. Симптоматично, что в издании рассмотрены только произведения живописи. Не секрет, что аудитория в среднем хуже воспринимает скульптуру или графику. Если читатель не встретит на страницах книги хоть сколько-то узнаваемых имен или изображений, он может решить, что его завлекают в «дебри». В этом отношении Зельфира Трегулова верна заявленному формату и в «дебри» никого не тащит, однако в историю отечественного искусства действительно завлекает. От частного к общему, так сказать.

Революционных открытий в сфере искусствознания здесь, разумеется, нет и быть не должно. Достаточно того, что в число шедевров включены и «Черный квадрат» Казимира Малевича, и «Отдыхающий солдат» Михаила Ларионова — а не опусы Александра Герасимова или Дмитрия Налбандяна. Тем, кто не уловил самостоятельно, автор терпеливо объясняет, почему ее выбор именно таков. И почему это единая история искусства, наряду с Кипренским, Суриковым, Репиным. Для кого-то — азы, а для кого-то — волнующее откровение. Есть у музейных директоров и такая миссия. Даже у бывших. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+