18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фестиваль современного искусства «Аланика» заговорил «На другом языке»

Лилия Баронова. «Право поэта». 2023. Фото: Софья Багдасарова/TANR
Лилия Баронова. «Право поэта». 2023.
Фото: Софья Багдасарова/TANR
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

В четырех республиках Северного Кавказа уже в 16-й раз проходит событие, ради которого стоит взять напрокат автомобиль и провести арт-отпуск, совмещая приятное с прекрасным, а веселое — с проникновенным

Фестиваль современного искусства «Аланика» был учрежден Северо-Кавказским филиалом Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина еще в ту пору, когда он был частью Государственного центра современного искусства. Сейчас он проходит уже в 16-й раз, что в наши нестабильные времена почти рекорд и говорит о сложившихся традициях и четкой стилистике проекта. Темой очередного фестиваля был избран девиз «На другом языке», под которым организаторы понимают и метафору языкового разнообразия мира, которая в контексте Северного Кавказа весьма актуальна, и другое мнение, другое описание мира, другое переживание окружающего.

Художники — участники проекта должны были придумать что-то, объединяющее различные культуры, в первую очередь народов, обитающих на этих территориях. Традиционная площадка фестиваля — музеи и галереи Северной Осетии, однако на этот раз к ним прибавились и соседние земли: Дагестан, Чечня и Карачаево-Черкесия.

Диана Шлиман. «Идауæг». Фото: Софья Багдасарова/TANR
Диана Шлиман. «Идауæг».
Фото: Софья Багдасарова/TANR

Хотя один из проектов — «Право поэта» Лилии Бароновой — показан в резиденции филиала во Владикавказе, лейтмотивом фестиваля стал совсем иной подход. Все остальные инсталляции и новые медиа интегрированы в небольшие, если не сказать крохотные, музеи Северного Кавказа, разбросанные по далеким и даже труднодоступным уголкам региона. Например, в народный музей Задалески Нана (на самом деле это скорее святилище местночтимой праматери, чем музей), где представлен взывающий к архетипическим сновидениям гигантский войлочный ангел Дианы Шлиман «Идауæг». Из Владикавказа туда надо ехать около 100 км на юго-запад, причем большая часть дороги проходит по головокружительно красивым горным кручам.

Кажется, что организаторы фестиваля поставили себе задачу создать увлекательный автомобильный маршрут для любителей современного искусства, задумавших провести отпуск на Кавказе. Осмотр всех проектов — участников фестиваля (их восемь) создает в голове удивительную картину смешения различных эпох, причем наши современники выступают как очень сильные авторы. Вернее, современницы: все проекты, за исключением одного, выполнены художниками-женщинами. Помимо московских авторов, это группа «Нежные бабы» из Калининграда, Катя Гущина из Нижнего Новгорода, Зульфия Камалова из Казани, Эдуард Кубенский из Екатеринбурга и София Меликова из Санкт-Петербурга. Более того, когда Диана Шлиман в рамках арт-резиденции работала над своим «Идауæгом», к ней в валянии войлока добровольно присоединились местные жительницы, ненароком превратив создание современного арт-объекта в акт коллективного народного ремесленного творчества (и придав архетипичности этого объекта дополнительное измерение).

Катя Гущина. «Толстой возвращается в станицу». Фото: Софья Багдасарова/TANR
Катя Гущина. «Толстой возвращается в станицу».
Фото: Софья Багдасарова/TANR

Выставки открывались волнами: несколько в конце апреля, по одной в мае и июне, и, наконец, два вернисажа осталось на июль. Галина Тебиева, директор Северо-Кавказского филиала ГМИИ им. Пушкина, ответила: «Мы счастливы объявить, что все эти проекты так понравились музеям, где они разместились, что дат официального закрытия больше нет, они стали частью постоянной экспозиции».

Сотрудничество с малыми музеями было одной из главных задач при подготовке фестиваля, кураторами которого стали руководитель Государственного музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева и Анна Щербакова. Сначала они создали базу данных музеев Северного Кавказа. Чтобы увидеть некоторые, пришлось намотать немало километров. Один из наиболее пора­зивших их — дагестанский Палеонтологический музей селения Нижние Чугли, созданный в уникальной геологической локации, полной древних окаменелостей, одним-единственным энтузиастом Омаром Хаписовым. Этот музей «на дому», на частной территории, в итоге стал филиалом Куппинского музея палеонтологии, археологии и краеведения. В рамках фестиваля он принял проект Зульфии Камаловой «Вглубь».

Милана Батиева, Сабина Байсарова.  «Коста. Память ускользающая и вечная». Фото: Софья Багдасарова/TANR
Милана Батиева, Сабина Байсарова. «Коста. Память ускользающая и вечная».
Фото: Софья Багдасарова/TANR

После того как каталог местных музеев был создан, а для их работников проведен обучающий семинар, для участия в фестивале было отобрано восемь подходящих мест. Затем по результатам опен-колла были выбраны современные художники, которые отправились в предназначенные им локации, чтобы, пожив там в арт-резиденциях, проникнуться духом места и создать правильные проекты. И выражение «проникнуться духом» тут как нельзя более подходящее. Например, арт-группе «Нежные бабы» достался Музей защитников Суарского ущелья — ныне наполненное тишиной и туманами место страшного сражения времен Великой Отечественной войны. Но героями их видео-арта «Ничего не было видно, и оставалось прислушиваться» в первую очередь стали не мужчины-воины, а местные жительницы, в предрассветном мраке убегавшие в леса с младенцами на руках. Чтобы поместить этот проект в стены музея, пришлось переделать старую экспозицию, посвященную многодетным матерям героев войны. Интеграция была сделана так бережно, что в итоге сельчане остались довольны — а посетители музея, стоящего в прекрасном прохладном саду, полном могил, действительно ощущают, как призраки ходят мимо. 


Проекты фестиваля

Арт-группа «Нежные бабы»
«Ничего не было видно, и оставалось прислушиваться»
Музей защитников Суарского ущелья, селение Майрамадаг, Республика Северная Осетия — Алания

Милана Батиева, Сабина Байсарова
«Коста. Память ускользающая и вечная»
Мемориальный дом-музей К.Л.Хетагурова, селение Нар, Республика Северная Осетия — Алания

Лилия Баронова
«Право поэта»
Мемориальный дом-музей К.Л.Хетагурова, город Владикавказ, Республика Северная Осетия — Алания

Диана Шлиман
«Идауæг»
Музей Задалески Нана, селение Задалеск, Республика Северная Осетия — Алания

Катя Гущина
«Толстой возвращается в станицу»
Литературно-этнографический музей Л.Н.Толстого, станица Старогладовская, Чеченская Республика

София Меликова
«Шарвили»
Ахтынский историко-краеведческий музей, селение Ахты, Республика Дагестан

Зульфия Камалова
«Вглубь»
Палеонтологический музей селения Нижние Чугли, селение Нижние Чугли, Республика Дагестан

Эдуард Кубенский
«Цветы»
Музей — памятник защитникам перевалов Кавказа, поселок Орджоникидзевский, Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия — Алания, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Карачаево-Черкесская Республика
Международный фестиваль современного искусства «Аланика»
Постоянная экспозиция
www.alanicafest.art
До января 2025

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+