18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка «Век графики» в Новой Третьяковке прослеживает пути модернизма в России

Иван Клюн. «Натюрморт со стеклянной посудой». 1926. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Клюн. «Натюрморт со стеклянной посудой». 1926.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Экспонаты долгожданной выставки новых поступлений в коллекцию графики Третьяковской галереи уместно сравнить со страницами, вырванными из истории русского искусства ХХ века. Сегодня они возвращаются на свои места

Последний раз подобная выставка проводилась в Государственной Третьяковской галерее в 2003 году. Ровно 20 лет спустя самое время показать публике богатство ее фондов графики, экспонаты которых составляют параллельную историю искусства, подчас едва ли не более интригующую, чем магистральная.

Комплектование коллекции графики во все времена было для Третьяковской галереи в приоритете. В 1920-х годах, в период расцвета искусства авангарда и модернизма, Анатолий Бакушинский организовал и возглавил в музее отдел графики. После расформирования в 1929 году Музея живописной культуры собрание графики авангардистов влилось в фонды Третьяковки. Как отмечает куратор выставки, заведующая отделом графики XX века Александра Струкова, следующим мощным пополнением фондов стала передача в 1970-е годы части коллекций легендарного культуртрегера Георгия Костаки и знатока, теоретика, эксперта графического искусства Алексея Сидорова.

Павел Басманов. «Прогулка». 1935. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Павел Басманов. «Прогулка». 1935.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Нынешнюю экспозицию проектировали архитекторы Кирилл Асс и Надя Корбут. При входе на выставку они сотворили подобие родо­словного древа с фамилиями всех участвующих в программе мастеров, от Малевича до Кудряшова, — вышло похоже на карту России с городами. Причем наряду со знаменитыми фамилиями, сопоставимыми с мегаполисами, на эту своеобразную карту нанесены имена и вновь открытые, и словно до сих пор не окончательно нашедшие определенное место в сетке исторических координат.

Архитекторы экспозиции смогли создать хрупкую иллюзию путешествия внутри гигантского графического кабинета. Над экспликациями горят библиотечные светильники — так усилена нарочито эстетская тема общения с этим искусством.

Анфиладу залов разделяют тонкие графические рамы, похожие на металлические решетки музейных депозитариев. Материал собран в залах по двадцатилетиям, начиная с 1910-х. И уже в первом разделе рядом с тончайшей паутиной супрематических набросков Малевича из собрания его ученицы Анны Лепорской висит лист со странной аннотацией: «Александр (?) Борис (?) А (?) Цейтлин (?–1920)». Абсолютно детективная запись со многими неизвестными. Художник Цейтлин учился у Эль Лисицкого, был гравером в объединении Уновис («Утвердители нового искусства»), созданном Малевичем в Витебске. По заветам Малевича беспредметные модули бойко атакуют мир обыденных вещей. Создается новая вселенная.

Олег Кудряшов. «Композиция». 2007.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Олег Кудряшов. «Композиция». 2007.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Такие находки бесценны. Они дополняют историю и возвращают вырванные ее страницы. Подобных премьер, открытий на выставке очень много. Из разделов второй половины XX века привлекают внимание сюжеты, связанные с бумажной архитектурой (листы Юрия Аввакумова, Александра Бродского, Ильи Уткина) с традицией школы Владимира Фаворского и Андрея Гончарова. Это неизменно высочайшая графическая культура, виртуозная техника и сложное исследование черно-белой архитектоники пространства. Среди многих учеников Андрея Гончарова в Московском полиграфическом институте хочется выделить Кирилла Мамонова. Его можно назвать наследником искусства аутсайдеров и экспрессионистов вроде Георга Гросса или Отто Дикса. Целая серия посвящена сценам из жизни интерната для душевнобольных и его постояльцу, лидеру «другого искусства» Владимиру Яковлеву. Мамонов рисует Яковлева, рисующего грушу. Из-за спины рисующего выглядывает кот. Клубок штрихов и линий, обозначающий фигуру распластавшегося над столом Яковлева, складывается в некое облако, движущееся, сияющее. Это облако — метафора творчества как такового. Человек рассыпался, растаял, но творить не перестал.Закономерно, что завершается экспозиция разделом, посвященным ушедшему в прошлом году художнику Олегу Кудряшову. Мастер словно подытоживает в своем творчестве разные стили и методы модернизма XX столетия, от супрематизма Малевича и контррельефов Владимира Татлина до поп-арта, ташизма второй половины века. Достойный эпилог экспозиции.  

Впервые опубликовано в Art Focus Now.

Новая Третьяковка
«Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова»
До 1 октября

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+