18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом Наркомфина в исторической перспективе: как было и как стало

Cовременный вид на Дом наркомфина из фойе второго этажа его коммунального корпуса. Фото: Алексей Народицкий
Cовременный вид на Дом наркомфина из фойе второго этажа его коммунального корпуса.
Фото: Алексей Народицкий
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Одна из выдающихся построек эпохи конструктивизма, вступившая относительно недавно в новую фазу своего существования, изучена и рассмотрена во всех ракурсах историками архитектуры Еленой Овсянниковой и Николаем Васильевым

Знаковый памятник конструктивизма, построенный в Москве в 1928–1930 годах по проекту Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса, Дом Наркомфина после относительно недавней реставрации вернул себе белоснежные фасады, черные столбы-опоры и былую аскетичную выразительность. А вместе с тем — внимание широкой публики: не только знатоков и ценителей авангардной архитектуры, но и любителей фотогеничных локаций. И хотя придомовая территория открыта для всех, а внутрь можно попасть в рамках экскурсий, организованных Музеем современного искусства «Гараж», устройство самих квартир, теперь уже занятых новыми жильцами, остается по большому счету загадкой.

Мысленно освоить все пространство здания с его идейной подоплекой позволяет книга «Архитектура Дома Наркомфина вчера и сегодня», написанная историками архитектуры Еленой Овсянниковой и Николаем Васильевым. Щедро иллюстрированная чертежами, эскизами, фотографиями и сканами архивных документов, она выпущена в рамках издательской программы «Гаража».

Елена Овсянникова, Николай Васильев. «Архитектура Дома Наркомфина вчера и сегодня». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2023. 260 с., ил.
Елена Овсянникова, Николай Васильев. «Архитектура Дома Наркомфина вчера и сегодня». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2023. 260 с., ил.

Дом Наркомфина — экспериментальная, но не самая радикальная постройка своего времени. Это не дом-коммуна, а дом переходного типа, первые жильцы которого получили возможность плавной адаптации к новому, частично общему с соседями быту. Из книги можно узнать, как функционировали местная столовая, детский сад и — в формате современного каршеринга — гараж на две машины.

Но авторы сосредоточились не только на архитектуре и бытовании одного здания. Они рассказывают и о развитии идей обобществления быта, и о советской градостроительной концепции «соцгорода», и об аналогах Дома Наркомфина. Большое внимание уделено различным проектам жилых ячеек, то есть типовых компактных квартир, которые с 1928 года разрабатывались Стройкомом РСФСР.

Дом Наркомфина. Фото: Николай Васильев
Дом Наркомфина.
Фото: Николай Васильев

Как пишут авторы, в этом деле Гинзбург стремился задать «некий стандарт, хуже которого жилье не должно проектироваться и строиться». В свете этих слов интересно отметить, что сегодня Дом Наркомфина представляет собой элитный жилой комплекс, а статус здания компенсирует его резидентам тесноту квартир и специфичность планировки. Впрочем, и в самом начале это здание было заселено номенклатурной верхушкой и просто именитыми людьми. Так, в «провенансе» сразу двух жилых ячеек фигурирует имя художника Александра Дейнеки, который жил в доме более 20 лет и создал в узнаваемых интерьерах ряд картин.

Вероятно, самую удивительную ячейку занимал непосредственный заказчик проекта — нарком финансов РСФСР Николай Милютин. Он обустроил себе пентхаус в вентиляционной камере на крыше, которую не сумели оборудовать по назначению ввиду нехватки средств. Его дочь оставила красочные воспоминания о жизни в этом необычном доме — они опубликованы в книге.

Дом Наркомфина. Фойе второго этажа коммунального корпуса. Фото: Юрий Пальмин
Дом Наркомфина. Фойе второго этажа коммунального корпуса.
Фото: Юрий Пальмин

Последняя глава описывает злоключения Дома Наркомфина, в относительно долгой биографии которого были неудачные достройки и перепланировки, варварский демонтаж подлинных деталей интерьера и даже пожар. Со всем этим наследием в ходе недавней реставрации пришлось иметь дело Алексею Гинзбургу, внуку проектировщика здания. Но у этой истории — и соответственно, у книги — счастливый финал. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+