18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Забайкальском крае поселился ленд-арт

Иван Плющ. Объект «Глашатай». 2023. Фото: Ленд-арт парк "Тужи"
Иван Плющ. Объект «Глашатай». 2023.
Фото: Ленд-арт парк "Тужи"

Ленд-арт-парк в Забайкалье и Московский музей современного искусства провели первый фестиваль «Тужи Арт», который станет ежегодным

Работы Ирины Кориной, Ивана Плюща и Александра Повзнера навсегда останутся в забайкальской тайге рядом с деревянными скульптурами Даши Намдакова. Каждый год работ современных художников, сделанных специально для этой долины в окружении поросших соснами сопок, будет все больше. И есть надежда, что люди, впервые за полстолетия, перестанут уезжать из соседней бурятской деревеньки Укурик — а начнут приезжать в нее.

Скульптор Даши Намдаков (справа) уверен, что знание своих корней и почтение к ним необходимо современному человеку. Фото: Ленд-арт парк "Тужи"
Скульптор Даши Намдаков (справа) уверен, что знание своих корней и почтение к ним необходимо современному человеку.
Фото: Ленд-арт парк "Тужи"

Именно эта беда — что молодые покидают родную деревню и забывают ее — заставила художника и скульптора Даши Намдакова, родившегося в Укурике (в деревне сейчас 60 дворов), придумать здесь ленд-арт-парк. «Если дети вырастут без корней, будут слабыми», — говорит Даши Намдаков, выставки которого проходили в Третьяковской галерее и Эрмитаже, в Лондоне и Пекине. С 2021 года, когда появилась идея парка «Тужи» (в переводе с бурятского — «сосновый бор»), удалось провести в тайгу, в полутора сотнях километров от Читы, все коммуникации. Инициативу художника поддержало правительство Забайкальского края и Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Здесь уже есть домики для туристов и ресторан, скоро появится современный спортивный и спа-комплекс, можно кататься на лошадях и стрелять из лука, строится гостиница. «Когда начинал, не подозревал, во что это выльется», — говорит Даши Намдаков. Деревня получила гранты, в том числе на мебельную мастерскую, построена школа. Местные говорят о Даши как о герое, равном силой и заслугами могущественным духам местности, которые, по их верованиям, до сих пор живут на окрестных хребтах.

«Дракон» из сосновых стволов Даши Намдакова на берегу реки Хилок. Фото: Ленд-арт парк "Тужи"
«Дракон» из сосновых стволов Даши Намдакова на берегу реки Хилок.
Фото: Ленд-арт парк "Тужи"

Царит тут «Дракон» Даши Намдакова из дерева. Скульптор известен в основном своей бронзой, слегка сюрреалистичной, опирающейся на народную бурятскую образность (на лугу есть и две его бронзовые скульптуры), но дерево в естественном пейзаже выглядит органичнее. Огромные стволы, частично обожженные, и сухостой сосны стали хранителями местности. Все постройки: и туристические домики, и культурный центр (выставочный зал), и строящийся «Дом художника», похожий на храм из вертикально стоящих мощных стволов, — созданы по проектам Даши Намдакова и художников архитектурного бюро Parsec. В излучине реки и поглубже в дебрях можно найти работы хакасского скульптора Николая Марткачакова и бурята Ардана Бальжанова.

Вечно крутящиеся «Глашатаи» Ивана Плюща и «Дом художника» (вдали) ленд-арт-парка «Тужи». Фото: Ленд-арт парк "Тужи"
Вечно крутящиеся «Глашатаи» Ивана Плюща и «Дом художника» (вдали) ленд-арт-парка «Тужи».
Фото: Ленд-арт парк "Тужи"

Впервые в этом году в парке прошел организованный совместно с Московским музеем современного искусства мультидисциплинарный фестиваль, на который приехала публика из Читы и Улан-Удэ, из Монголии и Китая — до которых тут гораздо ближе, чем до Москвы. Музей и парк спродюсировали создание сайт-специфичных объектов. Это павильон Ирины Кориной, скульптуры Александра Повзнера и Ивана Плюща, а также спектакль-перформанс «Сон Татьяны» театра «Пух и прах» и саунд-проект Петра Айду «Услышать Тужи».

Участники саунд-лаборатории «Услышать Тужи» собирали звуки по всей округе. Фото: Ленд-арт парк "Тужи"
Участники саунд-лаборатории «Услышать Тужи» собирали звуки по всей округе.
Фото: Ленд-арт парк "Тужи"

Накренившийся «Павильон растерянности» Ирины Кориной, который стоит на возвышении у речки Хилок, по словам художницы, родственник домику из тюля, который она представила на «Архстоянии» совсем недавно. «Мне хотелось, чтобы было понятно, что он в таком виде создан, лишен своих привычных свойств — он не защищает ни от дождя, ни от ветра, не дает укрытия. Для стен использован камуфляжный материал для охотников. Дом, наверно, пытается спрятаться или вписаться в окружающую среду». Кроме того, павильон отчасти оммаж нонконформисту Владимиру Яковлеву, его непосредственному лиризму и искаженной перспективе. Когда поднимается ветер, ткань развевается и громко гудит, и домик вовсе лишается стен.

Ирина Корина. «Павильон растерянности». 2023. Фото: Ленд-арт парк "Тужи"
Ирина Корина. «Павильон растерянности». 2023.
Фото: Ленд-арт парк "Тужи"

Художник Иван Плющ для фестиваля «Тужи Арт» развил тему способа вписаться в окружающую среду иначе. Его «Глашатаи», головы с микрофонами в руках характерных для художника стекающих форм, мало того что зеркальные — еще и укреплены как флюгеры, и под ветром они непрерывно разворачиваются туда-сюда.

Немного глубже в лес, также на берегу реки, среди деревьев стоят «Идолы» Александра Повзнера. Это два огромных истукана в форме кулера для воды, отлитые из бетона. Перевернутые бутыли обретают сходство со статуями с острова Пасхи — как брутальностью черт (с нависающими надбровьями и длинным носом ручки), так и весом (в одном 1,3, в другом 2,5 т).

Александр Повзнер. Скульптура «Идолы». 2023. Фото: Ленд-арт парк "Тужи"
Александр Повзнер. Скульптура «Идолы». 2023.
Фото: Ленд-арт парк "Тужи"

В два дня фестиваля трижды сыграли иммерсивный спектакль «Сон Татьяны», поставленный сценографом и режиссером Этелью Иошпой и Анастасией Смирницкой, актрисой и режиссером. Этот же спектакль театр «Пух и прах» играл на недавнем «Архстоянии», но перемена места — подмосковного леса на забайкальский — радикально его преобразила. Сюжет основан на пушкинских строках из главы V «Евгения Онегина» — той самой, где героине во сне видятся чудовища («…Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот»). Всех этих персонажей зрители встретили рассевшимися за столом, а потом, повинуясь им, направились за предсказаниями. В укромных уголках леса их повстречали Арина Родионовна, гадавшая желающим по томику «Евгения Онегина», очаровательный медведь-ловелас и сам Пушкин. Который в финальной трагической сцене погиб, выматывая из живота алые ленты, и на ангельских крыльях унесся на небо.

Персонажи спектакля Сон Татьяны - это «чудища» из V главы романа «Евгений Онегин». Фото: Ленд-арт парк "Тужи"
Персонажи спектакля Сон Татьяны - это «чудища» из V главы романа «Евгений Онегин».
Фото: Ленд-арт парк "Тужи"

Совсем иным, медитативным и требующим погружения внутрь себя, стал саунд-арт-проект, созданный по следам лаборатории под кураторством композитора и пианиста, звукового художника Петра Айду. На основе опен-колла было отобрано полтора десятка человек, от подростков до взрослых профессионалов, которые собирали звуки окрестных мест. Потом из них составили двухчасовое полотно «Услышать Тужи», которое включало и шум ветра, и жужжание насекомых, и крики ночных птиц, и рассказы местных жителей. Под восьмиканальное аудио выделили уже существовавший в парке павильон-юрту. «Юрта, это удивительное древнее жилище, оказалась очень подходящей для такого современного вида искусства», — рассказал Петр Айду. А когда его спросили о том, какой звук самый характерный для Тужи, ответил: тишина.

Саунд-проект Петра Айду «Услышать Тужи» наполнил юрту звуками природы и человеческой жизни. Фото: Ленд-арт парк "Тужи"
Саунд-проект Петра Айду «Услышать Тужи» наполнил юрту звуками природы и человеческой жизни.
Фото: Ленд-арт парк "Тужи"

За два дня ленд-арт-парк посетило несколько тысяч человек, а потом вновь настало безмолвие. Но организаторы фестиваля «Тужи Арт» надеются, что он станет регулярным и будет проходить снова и снова.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+