18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Последние картины Винсента ван Гога собрали вместе

Винсент ван Гог. «Пшеничное поле с воронами». 1890. Фото: Van Gogh Museum/Vincent van Gogh Foundation
Винсент ван Гог. «Пшеничное поле с воронами». 1890.
Фото: Van Gogh Museum/Vincent van Gogh Foundation
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Выставка, которая пройдет сначала в Амстердаме, а затем в Париже, посвящена финальному этапу творчества художника — 70 дням, которые он провел в Овер-сюр-Уазе. Среди экспонатов — его последняя картина, завершенная за несколько часов до самоубийства

Период с мая по июль 1890 года стал для Винсента ван Гога необычайно продуктивным: живя в деревне Овер-сюр-Уаз, он создавал по картине в день. А 27 июля выстрелил в себя из револьвера и умер два дня спустя.

Это первая исчерпывающая экспозиция, посвященная произведениям, которые ван Гог создал в деревне, расположенной в 30 км к северо-западу от Парижа. Организаторы выставки «Ван Гог в Овере. Последние месяцы» поставили перед собой задачу показать, что работы этого периода ничуть не менее важны, чем более широко известные картины, написанные в солнечном Провансе.

Музею ван Гога и Музею Орсе удалось собрать 48 из 74 написанных в Овере картин, а также 25 из 57 рисунков (художник также заполнил черновыми набросками небольшую записную книжку). Это потрясающий успех, учитывая, что произведения ван Гога очень сложно получить во временное пользование.

Винсент ван Гог. «Церковь в Овере». 1890.  Фото: Musée d’Orsay
Винсент ван Гог. «Церковь в Овере». 1890.
Фото: Musée d’Orsay

В числе ключевых экспонатов — «Портрет доктора Гаше», «Церковь в Овере» (обе из собрания Музея Орсе), «Фермы возле Овера» (Национальная галерея Финляндии) и «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога). Кроме того, в выставку вошли такие редко экспонируемые работы из частных коллекций, как «Стакан с гвоздиками» и «Поля».

Особого упоминания заслуживает тот факт, что Музей Орсе отправил в Амстердам все произведения ван Гога, полученные в дар от сына Поля Гаше в середине прошлого века. Согласно его пожеланиям, эти работы фактически никогда не передаются в музейную аренду. Вместе с семью оверскими картинами Гаше на выставку также привезли непревзойденный автопортрет ван Гога, который художник написал в 1889 году в больнице для душевнобольных и позднее подарил доктору Гаше.

За всю свою карьеру ван Гог написал всего 13 крупноформатных «двухквадратных» картин — размером 100 на 50 см, и все в Овере. На выставке представлены 11 из них, в том числе «Корни деревьев». Теперь считается, что это последнее его произведение, созданное всего за несколько часов до самоубийства.

Подготовка выставки потребовала нескольких лет исследовательской работы, необходимой в том числе, чтобы как можно точнее датировать все 74 картины. Это важнейший вклад в науку о ван Гоге.

Винсент ван Гог. «Пшеничные поля близ Овера». 1890. Фото: Van Gogh Museum/Vincent van Gogh Foundation
Винсент ван Гог. «Пшеничные поля близ Овера». 1890.
Фото: Van Gogh Museum/Vincent van Gogh Foundation

Большинство мест, в которых были написаны картины, удалось установить. Хотя художник создавал и портреты, и натюрморты, особенно ему удавались пейзажи. Панорамные виды пшеничных полей над долиной Уазы входят в число его самых запоминающихся произведений.

Несмотря на гнетущее одиночество и уныние, ван Гог продолжал работать. При жизни ему не удалось добиться признания — известно, что за всю карьеру художник продал всего одно свое произведение. Насколько иначе дела обстоят теперь! В 2014 году «Ваза с маргаритками и маками», также представленная в экспозиции, ушла на торгах за $62 млн.

Улочки Овера во многом сохранили атмосферу XIX века. В гостинице, где жил художник, теперь располагается Maison de Van Gogh, недавно открывшийся для публики. Посетители имеют возможность побывать в чердачной комнате, где гений работал — и где он умер. Каталог выставки не обходит вниманием и сравнительно новую гипотезу, что ван Гог не покончил с собой, а был убит. Организаторы приводят подробные опровержения этого предположения, называя его «совершенно безосновательным». Они подчеркивают, что «если человек чувствует необходимость покончить с собой, то он по меньшей мере заслуживает, чтобы его услышали».

После закрытия выставка переедет из Амстердама в Париж и месяц спустя откроется в Музее Орсе, где будет работать с 3 октября по 4 февраля следующего года.  

Музей ван Гога
«Ван Гог в Овере. Последние месяцы»
До 3 сентября

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+