18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В «ГЭС-2» построили декорации повседневности

Выставка «Дом и сад» в Доме культуры «ГЭС-2». Фото: ГЭС-2
Выставка «Дом и сад» в Доме культуры «ГЭС-2».
Фото: ГЭС-2
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Снимки Сергея Сапожникова, которые стали основой экспозиции, были сделаны в период строгих ковидных ограничений, когда мы вынуждены были изолироваться в собственных домах. Художник исследует тему социального разобщения, ставшую лишь актуальнее

Небольшая квартира с декором от IKEA, подъездные окна с разводами от тряпки, цветы в неказистых горшках на подоконниках, ближайший сквер для прогулок с собакой — на выставке «Дом и сад» в «ГЭС-2» художник и фотограф из Ростова-на-Дону Сергей Сапожников воспроизвел, казалось бы, лишь фрагмент нашего будничного, весьма заурядного мира. Но, как ни парадоксально, описать экспозицию хочется эпитетами «броская», «эффектная», «театральная». Запечатленные на фотографиях интерьеры подсвечены софитами и цветными лампами, а уличные пейзажи, на контрасте, предстают черно-белыми, как если бы мы видели их глазами ангелов из фильма Вима Вендерса. Архитектура выставки тоже подчеркнуто избыточная: фотографии демонстрируются не на пустых стенах, а на фоне фотообоев, среди разнообразных конструкций и текстур. Кураторами выступили Елена Яичникова и Владимир Левашов, видный историк фотографии.

Выставка «Дом и сад» в Доме культуры «ГЭС-2». Фото: ГЭС-2
Выставка «Дом и сад» в Доме культуры «ГЭС-2».
Фото: ГЭС-2

Надо сказать, что снимки, которые легли в основу экспозиции, были сделаны в 2020 году, в период строгих ковидных ограничений, когда мы вынуждены были изолироваться в собственных домах. С одной стороны, все, что касается ковида, кажется с дистанции сегодняшнего дня далеким и малозначительным. С другой — наметившаяся тогда проблема социального разобщения обрела еще более пугающие масштабы. Да и тема дома теперь, когда многие покидают родные города и страны, зазвучала еще острее.

Масштабная инсталляция, в которой, помимо фотографий, объединились видео, музыка, скульптура и архитектура, обладает проявленной драматургией. Владимир Левашов обращает внимание на то, что пространство проекта выстроено как троемирие с концентрической структурой. С какой бы стороны ни вошел зритель, он попадает сперва в декорации подъезда, затем в квартиру, а уже оттуда — в сад, который «оборачивается внутренней, потаенной областью Дома, словно бы его душой».

Выставка «Дом и сад» в Доме культуры «ГЭС-2». Фото: ГЭС-2
Выставка «Дом и сад» в Доме культуры «ГЭС-2».
Фото: ГЭС-2

От краев к центру посетителей ведет не только сама сценография, но и музыкально-звуковое сопровождение выставки: «Вальсы» композитора Алексея Хевелева и «Партитура времени» театрального режиссера Дмитрия Цупко. Последняя состоит из монологов, составленных на основе бесед с Сергеем Сапожниковым, но записанных голосами разных людей, — этот прием позволил отстраниться от личного, авторского.

Среди примечательных объектов на выставке — скульптура, созданная из велосипедной рамы и будто парящая над пьедесталом. Она символизирует увлечение автора велоспортом и в то же время перекликается со знаменитой работой Пабло Пикассо «Голова быка» (1942), сделанной из велосипедного седла. В другой части экспозиции находим фотографию, на которой запечатлено одеяло и которая в размере одеяла напечатана (она лежит на подиуме-кровати).

Выставка «Дом и сад» в Доме культуры «ГЭС-2». Фото: ГЭС-2
Выставка «Дом и сад» в Доме культуры «ГЭС-2».
Фото: ГЭС-2

К выставке был выпущен лощеный каталог в формате толстого глянцевого журнала — намек на издание House & Garden, посвященное дизайну интерьеров и садоводству. Другой «мерч» не менее оригинален: это виниловая пластинка с музыкой Алексея Хевелева и велосипедная форма Alé Cycling, выполненная ограниченным тиражом в Италии по заказу компании Bicicletta.  

Дом культуры «ГЭС-2»
Сергей Сапожников. «Дом и сад»
До 17 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+