18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Архитектурная биеннале в Венеции оказалась совсем не про архитектуру

18-я Архитектурная биеннале в Венеции. Фото: Andrea Avezzù
18-я Архитектурная биеннале в Венеции.
Фото: Andrea Avezzù
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Нынешняя, 18-я Архитектурная биеннале в Венеции мало похожа на выставку новейших достижений мирового зодчества. Вместо заявленной «Лаборатории будущего» участники биеннале сосредоточились на обсуждении текущего положения дел в мире

Куратор биеннале, шотландка ганского происхождения Лесли Локко — архитектуровед, профессор и автор нескольких бестселлеров — задумывала «Лабораторию будущего». Так была обозначена тема. Но приглашение помечтать о будущем превратилось в какое-то молебствование: поток экологических, политических и социальных проблем, обострившихся за последние несколько лет, явно не дает спокойно жить архитекторам по всему миру, и в результате получился трагический хор, стенающий о происходящем. Долгие дискуссии с участием кураторов павильонов создали впечатление, что многие изо всех сил пытались увязать первоначальную концепцию биеннале с архитектурой и урбанизмом.

досье
Лесли Локко
Куратор, педагог и писатель

Стала первым лицом африканского происхождения, курировавшим Архитектурную биеннале в Венеции. Она сосредоточила маргинальные голоса архитектуры в разделах биеннале, за которые отвечает, в Центральном павильоне и Арсенале. Более половины участников здесь из Африки или африканской диаспоры, существует равный гендерный баланс, а средний возраст намного моложе, чем обычно. Архитектурная картина мира была бы неполной без этих людей и их работы, утверждает Локко. «Африка, — отмечает она, — это континент с самым молодым в мире населением, самой быстрой урбанизацией… которая идет часто за счет местных экосистем, поэтому мы оказались еще и в авангарде изменения климата».

Еще…

В павильонах разных стран — спектр тем, от законодательства по защите лесов (Уругвай) до восхищения грибком на стенах (Бельгия), от прототипа электромобиля (Румыния) до изучения цепочки производства продуктов питания (Испания). Примечательно, как много стран-участниц решили, что на этой Архитектурной биеннале можно не показывать никакой архитектуры. И так знаменитая выставка в 2023 году стала у архитекторов площадкой для обсуждения целого ряда злободневных вопросов. Порой даже кажется, что эти люди хотят взять на себя роль современных художников. В эпоху роботов и искусственного интеллекта, когда профессия архитектора в целом ставится под сомнение, пожалуй, одна только Чехия посвятила свой павильон шаткому статусу современного зодчего.

Германия продолжает традицию углубленного самокопания, начатую еще на предыдущих биеннале. Страна снова предлагает посмотреть на ее национальный павильон 1938 года Эрнста Хайгера в разобранном виде. Строительство — один из крупнейших в мире источников выброса углекислого газа, и саму биеннале часто обвиняют в потреблении огромного количества строительных материалов. Павильон Германии представляет собой склад строительного мусора, собранного в Джардини после Венецианской биеннале современного искусства. Посетители могут отрезать кусок ткани и смастерить себе сумку или другой аксессуар из отходов. Такая вот арт-терапия, которой, впрочем, можно насладиться в любом прогрессивном торговом центре или на экофестивале.

Павильон Германии. «Открыто на техническое обслуживание». Фото: Matteo de Mayda
Павильон Румынии. «Сейчас, здесь, там» Фото: Matteo de Mayda
Павильон Бельгии. «In vivo». Фото: Matteo de Mayda
Павильон Бахрейна. «Капельный ресурс». Фото: Andrea Avezzù
Павильон Британии. «Танцы перед Луной». Фото: Marco Zorzanello
Архитектурное бюро Дэвида Аджайе. «Kwae («лес» на тви, одном из основных языков Ганы)». Фото: Andrea Avezzù/Adjaye Associates
Павильон Германии. «Открыто на техническое обслуживание».
Фото: Matteo de Mayda
Павильон Румынии. «Сейчас, здесь, там»
Фото: Matteo de Mayda
Павильон Бельгии. «In vivo».
Фото: Matteo de Mayda
Павильон Бахрейна. «Капельный ресурс».
Фото: Andrea Avezzù
Павильон Британии. «Танцы перед Луной».
Фото: Marco Zorzanello
Архитектурное бюро Дэвида Аджайе. «Kwae («лес» на тви, одном из основных языков Ганы)».
Фото: Andrea Avezzù/Adjaye Associates

Французский павильон давно славится живыми концертами, и этот раз не был исключением. Кураторы выбрали слоган «Вечеринка не окончена» — надпись красуется на огромной сцене в главном зале. Переливающийся театральный зал-полусфера выглядит как диско-шар из 1980-х в разрезе. За ним — помещение с железными скульптурами, которые использовались в качестве вешалок для ярких костюмов участников дрэг-шоу. Эти памятники также сделаны из местных, причем переработанных материалов.

В павильоне Мексики, что в Арсенале, целая баскетбольная площадка с яркими скамейками, и, как оказалось, это одно из самых оживленных мест на биеннале. Но, видимо, кураторы решили, что в наши дни даже баскетбол открыт для политкорректных трактовок. По замыслу авторов за популярной игрой на самом деле стоит идея деколонизации. «Воссозданная здесь баскетбольная площадка означает гораздо больше, чем просто деконструкция западного спортивного комплекса» — интригует подпись.

Словения не стала говорить экивоками. Ее павильон посвящен энергетическому кризису в Европе. Группа молодых архитекторов из Любляны исследует концепт изоляции в традиционной архитектуре. В центре помещения — конструкция из войлока, описаниям волшебных свойств которого посвящено несколько стендов. Показаны и другие способы обогрева дома: печи, камины или даже сон вповалку (еще в Средние века это был очень бюджетный вариант обогрева).

Павильон Франции. «Театр-шар». Фото: Matteo de Mayda
Павильон Мексики. «Утопическая инфраструктура: баскетбольная площадка Campesino». Фото: Marco Zorzanello
Павильон Словении. «+/– 1 °C: в поисках хорошо закаленной архитектуры». Фото: Andrea Avezzù
Павильон Италии. «Пространство: каждый принадлежит остальным». Фото: Marco Zorzanello
Павильон Албании. Несвоевременные размышления, или Как мы учимся жить в синтезированных реальностях. Фото: Andrea Avezzù
Павильон Северных стран (Норвегия, Финляндия, Швеция). «Саамская архитектурная библиотека». Фото: Matteo de Mayda
Павильон Франции. «Театр-шар».
Фото: Matteo de Mayda
Павильон Мексики. «Утопическая инфраструктура: баскетбольная площадка Campesino».
Фото: Marco Zorzanello
Павильон Словении. «+/– 1 °C: в поисках хорошо закаленной архитектуры».
Фото: Andrea Avezzù
Павильон Италии. «Пространство: каждый принадлежит остальным».
Фото: Marco Zorzanello
Павильон Албании. Несвоевременные размышления, или Как мы учимся жить в синтезированных реальностях.
Фото: Andrea Avezzù
Павильон Северных стран (Норвегия, Финляндия, Швеция). «Саамская архитектурная библиотека».
Фото: Matteo de Mayda

А если говорить серьезно, то посреди Арсенала трудно не заметить гигантский комикс о жизни узников «лагеря перевоспитания» в Китае. Для создания масштабной графики Ян Ротуйзен взял несколько интервью у бывших заключенных. Информацию он также собирал со спутниковых снимков, из отчетов ООН и организации Amnesty International (признана нежелательной в РФ. — TANR) и из просочившихся документов, которые публиковали Международный консорциум журналистов-расследователей и правозащитник Адриан Ценц. Внутри павильона показывают душераздирающее видео британского архитектора и градостроителя Элисон Киллинг, кадры из одного из лагерей.

Павильон Израиля посвящен антиутопической реальности центров обработки данных мировых технологических гигантов, которые строятся по всей стране — символом этого процесса стали макеты модернистских зданий телефонных станций 1960–1970-х годов. Эти красивые постройки — часть значительного, но совершенно недооцененного модернистского наследия Израиля. К сожалению, и здесь архитектура второстепенна по отношению к центральной теме, и вдобавок нет никакой информации ни об одном из экспонатов — ни табличек, ни текстов.

Павильон Уругвая, расположившийся в Джардини, посвящен 35-летию принятия национального закона о лесе. По словам кураторов, этот законопроект неоднозначен, но его огромную роль в развитии страны переоценить невозможно. Дать прочувствовать это зрителям призвана 12-минутная опера — живое выступление, сопровождаемое впечатляющим мультимедийным видео, с партитурой и программкой аж на 344-страницах. В финальной арии звучит риторический вопрос: „¿Arquitectura, dime quién quieres ser?“ («Архитектура, скажи, какой ты хочешь быть?»). Так, наверное, и должна была бы звучать настоящая тема 18-й Архитектурной биеннале в Венеции.

Павильон Китая. «Обновление: взаимовыгодное повествование». Фото: Marco Zorzanello
Павильон Японии. «Архитектура — место для любви. Когда архитектуру воспринимают как живое существо». Фото: Matteo de Mayda
Павильон Израиля. от облаков к земле. Фото: Matteo de Mayda
Павильон Бразилии. «Terra (Земля)». Фото: Matteo de Mayda
Павильон Австралии. «Тревожный Квинстаун». Фото: Matteo de Mayda
Павильон США. «Вечные пластики». Фото: Matteo de Mayda
Павильон Филиппин. «Tripa de Gallina: устье». Фото: Marco Zorzanello
Павильон Китая. «Обновление: взаимовыгодное повествование».
Фото: Marco Zorzanello
Павильон Японии. «Архитектура — место для любви. Когда архитектуру воспринимают как живое существо».
Фото: Matteo de Mayda
Павильон Израиля. от облаков к земле.
Фото: Matteo de Mayda
Павильон Бразилии. «Terra (Земля)».
Фото: Matteo de Mayda
Павильон Австралии. «Тревожный Квинстаун».
Фото: Matteo de Mayda
Павильон США. «Вечные пластики».
Фото: Matteo de Mayda
Павильон Филиппин. «Tripa de Gallina: устье».
Фото: Marco Zorzanello

На тех, кто все же ищет от этой выставки архитектурных тенденций, была рассчитана параллельная программа недели открытия. Самым интересным событием стала, наверное, открытая дискуссия в зале Театрино в Палаццо Грасси, в которой участвовали лауреат Прицкеровской премии, архитектор Жак Херцог, архитектор Татьяна Бильбо и тандем художников Ила Бека и Луиза Лемуан. Получилось захватывающее обсуждение эмоциональной силы пространств, свои мнения высказали признанные профессионалы, тяжеловесы в области архитектуры. А компания TAEX в отеле Palazzina Grassi представила специальную выставку NFT, посвященную новым архитектуре и искусству — нематериальным и децентрализованным. 


«Золотые львы» 18-й Архитектурной биеннале

За лучший национальный павильон: Бразилия, «Земля»
Комиссар: Жозе Олимпью да Вейга Перейра
Кураторы: Габриэла де Матос и Пауло Таварес

Специальное упоминание: Великобритания, «Танцы перед Луной»
Комиссар: Севра Дэвис
Кураторы: Джейден Али, Джозеф Генри, Мениша Келлай и Сумитра Апхэм

За лучший проект: DAAR (раздел «Опасные связи» в Арсенале)
Алессандро Петти и Санди Хилал (Стокгольм; Вифлеем)

За вклад в архитектуру: Демас Нвоко
Художник, дизайнер и архитектор нигерийского происхождения

Сады Джардини и Арсенал, Венеция
Архитектурная биеннале — 2023. 18-я Международная выставка архитектуры
До 26 ноября

Впервые текст опубликован в Art Focus Now.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
7
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+