18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Антология отечественного неоклассицизма представлена в Русском музее

Константин Сомов. «Портрет Мефодия Лукьянова». 1928. Фото: Государственный Русский музей
Константин Сомов. «Портрет Мефодия Лукьянова». 1928.
Фото: Государственный Русский музей
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

На выставке «Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России» демонстрируются зримые доказательства того, что не авангардом единым прирастало русское искусство в первой четверти ХХ века, были у художников и вечные ценности

Более 200 произведений из собрания Государственного Русского музея объединяет направление в искусстве, которое возникло в начале ХХ века и просуществовало недолго, хотя при желании его временные рамки можно расширить до начала 1930-х.

Елена Борисова и Григорий Стернин, известные историки русского искусства XIX — начала XX века, назвали нео­классицизмом широкое художественное и общественное движение, которое выступало за утверждение ценностей культуры не столько как возврата к прошлому, сколько как следования вечным ценностям. В качестве таковых ценностей лучше всего подходили античная культура — классика — и ее последователи — Ренессанс XV–XVI веков и классицизм XVIII века. Русский неоклассицизм заметнее всего в архитектуре начала ХХ столетия. В изобразительном искусстве с этим сложнее, однако в целом модерн, символизм, объединение «Мир искусства», неорусский стиль, другие неавангардные течения можно отнести к неоклассицизму.

Николай Крымов. «Утро». 1918. Фото: Государственный Русский музей
Николай Крымов. «Утро». 1918.
Фото: Государственный Русский музей

Слово Владимиру Круглову, куратору выставки: «Русский неоклассицизм позиционировал себя как „охранитель“ высоких традиций национальной культуры и мирового классического искусства. С ним связывались утопические идеи совершенствования человека и социальных отношений. Неоклассики отрицали „бесстилье“ эклектизма, академизм и „бескрылый реализм“, импрессионизм, который, по их мнению, опоэтизировал зыбкое, сиюминутное и тем разрушал систему традиционной картины. Так же негативно они относились к „вызовам“ молодых бунтарей из стана авангардизма. Меланхоличным или трагическим образам символизма неоклассицизм противопоставил строгую структуру, ясность и позитивность образов».

Иконой неоклассицизма в русской живописи стал двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро» Александра Яковлева и Василия Шухаева, где авторы и отсылают к портретам высокого Возрождения, и иронизируют над ними, обряжая себя в костюмы комедии дель арте, и спорят с коллегой Полем Сезанном (его драматичные «Пьеро и Арлекин» находились в собрании Сергея Щукина, художники могли видеть эту картину). Шухаев и Яковлев учились в Академии художеств у Дмитрия Кардовского, создавшего в 1904 году Новое общество художников (НОХ), в которое входили художник-пейзажист Константин Богаевский, скульптор Леонид Шервуд, архитектор Алексей Щусев и другие «неоклассики».

Константин Богаевский. «Классический пейзаж» («Сумерки в долине»). 1910. Фото: Государственный Русский музей
Константин Богаевский. «Классический пейзаж» («Сумерки в долине»). 1910.
Фото: Государственный Русский музей

За точку отсчета неоклассицизма куратор выставки берет, соглашаясь в этом с Борисовой и Стерниным, знаменитую картину Леона Бакста «Древний ужас». Апокалиптическое изображение гибели древней Атлантиды воспринималось как выступление в защиту ценностей античной культуры. От Бакста прямая дорога ведет к портретам Валентина Серова. Русский музей припас еще его эскиз к картине «Похищение Европы». В центре выставки, конечно, магия неоклассических портретов: Мефодий Лукьянов кисти Константина Сомова, Федор Нотгафт — Бориса Кустодиева, Александр Коровин — Бориса Григорьева. Античную линию гнут «Вакханка» Кузьмы Петрова-Водкина, «Баня» Зинаиды Серебряковой и ее же эскизы росписей для Казанского вокзала, а также эскиз росписи плафона в доме Василия Носова в Москве, созданный Евгением Лансере.

Скульптуру неоклассицизма принято связывать с именами Сергея Коненкова и Александра Матвеева — оба представлены здесь изображениями юношей: Коненков ближе к греческому архаичному прототипу, Матвеев — чувственнее, его мальчик — из ХХ века. Как и «Девушка с полотенцем», в то время как «Раненая» Коненкова могла бы появиться и в XVIII столетии.

Последний привет от нео­классицизма посылают на выставке «Автопортрет» (1933) Казимира Малевича и «Метростроевка со сверлом» (1937) Александра Самохвалова. Если первый на склоне лет встраивал супрематические «орнаменты» в свой строгий лик сурового классика (или неоклассика), то второй, находясь в расцвете сил, перенаправил неоклассицизм в русло начинавшегося соцреализма. Вполне в духе революционного времени.  

Государственный Русский музей
«Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России»
До 11 сентября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+