18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Музеи Германии возвращают себе конфискованные нацистами произведения

Государственные художественные собрания Дрездена приобрели картину Эрнста Людвига Кирхнера «Уличная сценка перед парикмахерской», которая когда-то была конфискована нацистами у Городской картинной галереи  как "дегенеративное искусство". Фото: Staatliche Kunstsammlungen Dresden
Государственные художественные собрания Дрездена приобрели картину Эрнста Людвига Кирхнера «Уличная сценка перед парикмахерской», которая когда-то была конфискована нацистами у Городской картинной галереи как "дегенеративное искусство".
Фото: Staatliche Kunstsammlungen Dresden
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Работы Шиле, Мюллера и другие, получившие ярлык «дегенеративного искусства», были изъяты из немецких музеев в конце 1930-х годов. Сегодня им приходится отслеживать эти произведения на аукционах и бороться за них наравне с другими участниками торгов

Недавно Музей Фолькванг в Эссене купил акварель Эгона Шиле, тем самым не просто пополнив свою коллекцию, но и восстановив историческую справедливость. Работа 1911 года «Стоящая женщина, закрывающая лицо руками» более века назад была приобретена для музея его основателем Карлом Эрнстом Остхаусом. Он регулярно переписывался с Шиле и к моменту смерти художника в 1918 году купил у него 14 акварелей и одну картину. На тот момент они составили самую крупную музейную коллекцию работ Шиле.

Но в 1937 году, когда нацисты объявили крестовый поход против современного искусства, которое называли «дегенеративным», «Стоящая женщина» была изъята из собрания. В результате операции, организованной Йозефом Геббельсом, из более чем 100 немецких музеев было конфисковано свыше 20 тыс. экспонатов. В 1938 году музеи объявили «очищенными», а большая часть изъятых произведений искусства была продана за границу; вырученные средства шли на финансирование программы вооружения.

Часть этих работ все еще перепродается. Но немецкие музеи формально не имеют прав на предметы искусства, изъятые у них в ходе чистки. Указ от 31 мая 1938 года, которым Геббельс узаконил разграбление музеев, так и не был отменен, поэтому конфискация до сих пор считается законной.

Таким образом, музеям необходимо постоянно быть начеку и мониторить арт-рынок. «Время от времени что-то всплывает, — говорит Тобиас Бург, куратор коллекции рисунков, гравюр и акварелей в Музее Фолькванг. — Медлить в таких случаях нельзя. Все меньше работ доступны на рынке. Большинство уже осело в музеях».

Фолькванг лишился больше произведений искусства, чем любой другой немецкий музей, потеряв около 1,4 тыс. вещей из коллекции. «Стоящая женщина» стала лишь 25-й по счету работой, которую он обрел вновь.

Акварель Эгона шиле Стоящая женщина, закрывающая лицо руками вернулась в музей. Фото: Museum Folkwang
Акварель Эгона шиле Стоящая женщина, закрывающая лицо руками вернулась в музей.
Фото: Museum Folkwang

Каждый год хотя бы несколько экспонатов, изъятых из художественных музеев Германии в 1937 году, возвращаются домой. В прошлом году Кунстпаласт в Дюссельдорфе воссоединился с «Натюрмортом с сиренью и анемонами» (1925) Ловиса Коринта, в 2021-м Кунстхалле Мангейма выкупил акварельную монотипию Отто Мюллера «Обнаженная, стоящая на коленях» (1913). Приобретение «Обнаженной, стоящей на коленях» стало возможным благодаря поддержке Фонда Эрнста фон Сименса, который, как и Федеральный фонд культуры Германии, часто помогает в таких инициативах. «У большинства музеев нет бюджетов на покупку предметов искусства, — говорит Мартин Хорнес, генеральный секретарь фонда. — Мы в таких случаях щедры. Часто оплачиваем треть цены, но хотелось бы, чтобы государство тоже вносило свою лепту». По его словам, иногда музеи стремятся восполнить пробелы в своих коллекциях довоенного искусства произведениями, лишь похожими на конфискованные.

У восточногерманских музеев фактически не было возможности покупать произведения искусства на международном арт-рынке вплоть до 1989 года, поэтому теперь им нужно наверстать упущенное. В 2016 году Государственные художественные собрания Дрездена приобрели картину Эрнста Людвига Кирхнера «Уличная сценка перед парикмахерской», которая когда-то была конфискована у Городской картинной галереи. Художественный музей Морицбурга в Галле вернул акварель 1925 года Василия Кандинского, а в 2020 году выкупил две свои картины кисти Макса Либермана. Они чудом пережили конфискацию, но музею все-таки пришлось их продать во времена нацистского режима.

Однако не всякая попытка оказывается успешной. Томас Кёлльхофер, куратор отдела гравюр, рисунков и акварелей в Кунст­халле Мангейма, до сих пор с сожалением вспоминает о рисунке ню Оскара Кокошки, за который музей боролся на торгах Christie’s в 2013 году. Даже с трудом собрав средства, музей был вынужден выйти из игры, потому что ставки значительно выросли, превысив эстимейт. «Обидно, когда работы уходят анонимным покупателям, и мы в итоге не знаем, где эти шедевры теперь находятся», — говорит Кёлльхофер.

«Впрочем, во многих случаях нам известно, где работы, но мы не можем их вернуть, — добавляет он. — С одной стороны, больно видеть эти картины и рисунки в Нью-Йорке или в Базеле, а не в Германии. С другой — я горжусь нашими соперниками, потому что вижу качество вещей, которые они приобрели». 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+