18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музеи Германии возвращают себе конфискованные нацистами произведения

Государственные художественные собрания Дрездена приобрели картину Эрнста Людвига Кирхнера «Уличная сценка перед парикмахерской», которая когда-то была конфискована нацистами у Городской картинной галереи  как "дегенеративное искусство". Фото: Staatliche Kunstsammlungen Dresden
Государственные художественные собрания Дрездена приобрели картину Эрнста Людвига Кирхнера «Уличная сценка перед парикмахерской», которая когда-то была конфискована нацистами у Городской картинной галереи как "дегенеративное искусство".
Фото: Staatliche Kunstsammlungen Dresden
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Работы Шиле, Мюллера и другие, получившие ярлык «дегенеративного искусства», были изъяты из немецких музеев в конце 1930-х годов. Сегодня им приходится отслеживать эти произведения на аукционах и бороться за них наравне с другими участниками торгов

Недавно Музей Фолькванг в Эссене купил акварель Эгона Шиле, тем самым не просто пополнив свою коллекцию, но и восстановив историческую справедливость. Работа 1911 года «Стоящая женщина, закрывающая лицо руками» более века назад была приобретена для музея его основателем Карлом Эрнстом Остхаусом. Он регулярно переписывался с Шиле и к моменту смерти художника в 1918 году купил у него 14 акварелей и одну картину. На тот момент они составили самую крупную музейную коллекцию работ Шиле.

Но в 1937 году, когда нацисты объявили крестовый поход против современного искусства, которое называли «дегенеративным», «Стоящая женщина» была изъята из собрания. В результате операции, организованной Йозефом Геббельсом, из более чем 100 немецких музеев было конфисковано свыше 20 тыс. экспонатов. В 1938 году музеи объявили «очищенными», а большая часть изъятых произведений искусства была продана за границу; вырученные средства шли на финансирование программы вооружения.

Часть этих работ все еще перепродается. Но немецкие музеи формально не имеют прав на предметы искусства, изъятые у них в ходе чистки. Указ от 31 мая 1938 года, которым Геббельс узаконил разграбление музеев, так и не был отменен, поэтому конфискация до сих пор считается законной.

Таким образом, музеям необходимо постоянно быть начеку и мониторить арт-рынок. «Время от времени что-то всплывает, — говорит Тобиас Бург, куратор коллекции рисунков, гравюр и акварелей в Музее Фолькванг. — Медлить в таких случаях нельзя. Все меньше работ доступны на рынке. Большинство уже осело в музеях».

Фолькванг лишился больше произведений искусства, чем любой другой немецкий музей, потеряв около 1,4 тыс. вещей из коллекции. «Стоящая женщина» стала лишь 25-й по счету работой, которую он обрел вновь.

Акварель Эгона шиле Стоящая женщина, закрывающая лицо руками вернулась в музей. Фото: Museum Folkwang
Акварель Эгона шиле Стоящая женщина, закрывающая лицо руками вернулась в музей.
Фото: Museum Folkwang

Каждый год хотя бы несколько экспонатов, изъятых из художественных музеев Германии в 1937 году, возвращаются домой. В прошлом году Кунстпаласт в Дюссельдорфе воссоединился с «Натюрмортом с сиренью и анемонами» (1925) Ловиса Коринта, в 2021-м Кунстхалле Мангейма выкупил акварельную монотипию Отто Мюллера «Обнаженная, стоящая на коленях» (1913). Приобретение «Обнаженной, стоящей на коленях» стало возможным благодаря поддержке Фонда Эрнста фон Сименса, который, как и Федеральный фонд культуры Германии, часто помогает в таких инициативах. «У большинства музеев нет бюджетов на покупку предметов искусства, — говорит Мартин Хорнес, генеральный секретарь фонда. — Мы в таких случаях щедры. Часто оплачиваем треть цены, но хотелось бы, чтобы государство тоже вносило свою лепту». По его словам, иногда музеи стремятся восполнить пробелы в своих коллекциях довоенного искусства произведениями, лишь похожими на конфискованные.

У восточногерманских музеев фактически не было возможности покупать произведения искусства на международном арт-рынке вплоть до 1989 года, поэтому теперь им нужно наверстать упущенное. В 2016 году Государственные художественные собрания Дрездена приобрели картину Эрнста Людвига Кирхнера «Уличная сценка перед парикмахерской», которая когда-то была конфискована у Городской картинной галереи. Художественный музей Морицбурга в Галле вернул акварель 1925 года Василия Кандинского, а в 2020 году выкупил две свои картины кисти Макса Либермана. Они чудом пережили конфискацию, но музею все-таки пришлось их продать во времена нацистского режима.

Однако не всякая попытка оказывается успешной. Томас Кёлльхофер, куратор отдела гравюр, рисунков и акварелей в Кунст­халле Мангейма, до сих пор с сожалением вспоминает о рисунке ню Оскара Кокошки, за который музей боролся на торгах Christie’s в 2013 году. Даже с трудом собрав средства, музей был вынужден выйти из игры, потому что ставки значительно выросли, превысив эстимейт. «Обидно, когда работы уходят анонимным покупателям, и мы в итоге не знаем, где эти шедевры теперь находятся», — говорит Кёлльхофер.

«Впрочем, во многих случаях нам известно, где работы, но мы не можем их вернуть, — добавляет он. — С одной стороны, больно видеть эти картины и рисунки в Нью-Йорке или в Базеле, а не в Германии. С другой — я горжусь нашими соперниками, потому что вижу качество вещей, которые они приобрели». 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+