18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Обновленная Национальная портретная галерея подкорректировала список своих героев

Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция.
Фото: National Portrait Gallery
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Знаменитый лондонский музей, расположенный рядом с Трафальгарской площадью, вновь распахнул двери для посетителей после трехлетней реконструкции. За это время изменились не только его интерьеры, но и концепции

Первая в мире портретная галерея, основанная в Лондоне в 1856 году и расположенная рядом с Трафальгарской площадью, после полной смены экспозиции открылась для посетителей 22 июня. Благодаря реконструкции интерьеров исторического здания, а также переосмыслению коллекции она станет «галереей для всех и для каждого», уверена главный куратор музея Элисон Смит.

Национальная портретная галерея. Лондон. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон.
Фото: National Portrait Gallery

Реконструкция Национальной портретной галереи (НПГ), которая обошлась в £41,3 млн и проводилась под руководством Jamie Fobert Architects, началась в июне 2020 года, в самый разгар пандемии коронавируса. Спустя три года у здания появился новый вход с северной стороны, а в обновленных залах теперь представлено более тысячи экспонатов. Как говорит Смит, посетители музея получат ощущение «прогулки по оси британской истории, культуры и общества от Плантагенетов до наших дней».

Национальная портретная галерея. Лондон. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон.
Фото: National Portrait Gallery

Здание галереи 1896 года постройки «крайне нуждалось в реконструкции», особенно после последнего расширения — появления крыла Ондатже в 2000 году. Да и экспозиция выглядела «морально устаревшей» и требовала обновления — «как в плане моделей, изображенных на полотнах, так и в плане репрезентации стилей портретной живописи и текстов на этикетках», объясняет Смит. По ее словам, «нужно было, чтобы экспонируемое искусство выглядело более понятным и близким посетителям». Теперь в крупнейшей в мире коллекции портретов отражено несколько новых эволюционных тенденций в искусстве.

Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция.
Фото: National Portrait Gallery

Благодаря переходу от концепции «благородных мужей» к концепции сильных личностей, в постоянной экспозиции появилось гораздо больше женских портретов — для исправления «гендерного дисбаланса». По крайней мере в залах, посвященных искусству после 1900 года, доля женских портретов выросла до 48% — по сравнению с 37% до реконструкции. Сферы деятельности, героями которых раньше были лишь мужчины, такие как наука и технологии, также представлены несколько иначе. В частности, за счет появления портретов «первого в истории программиста» — им, кстати, была дама, графиня Ада Лавлейс (картину одолжила Правительственная коллекция произведений искусства) — и инженера-электрика, борца за права женщин Кэролайн Хаслетт, чья кампания за бытовую технику в свое время произвела «революцию в мире домохозяек».

Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция.
Фото: National Portrait Gallery

Другим приоритетом обновленного музея стало продвижение малых народов — их доля в экспозиции увеличилась с 3 до 11%. Триумфальным дополнением к историческим галереям на третьем этаже явился «Портрет Омаи» (около 1776) кисти Джошуа Рейнолдса, одно из самых ранних в британском искусстве изображений цветного человека. Галерея собрала ровно половину из £50 млн на покупку картины, совершенную совместно с Музеем Гетти из Лос-Анджелеса, что стало крупнейшим приобретением в истории НПГ.

Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция.
Фото: National Portrait Gallery

Кураторам пришлось мыслить творчески, чтобы интегрировать в музейное пространство «утраченные нарративы и подзабытых героев». Обновленные экспозиции, как говорит Смит, «призваны придать работам на бумаге такой же статус, как и парадному великосветскому портрету». «Забытые герои» вернутся и благодаря включениям современного искусства, фотографии и цифровых медиа.

Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция.
Фото: National Portrait Gallery

Современной портретной живописи посвящены залы в отреставрированном Восточном крыле, переименованном в Уэстонское после получения пожертвования в размере £6,5 млн от Фонда Гарфилда Уэстона. Здание было закрыто для публики и использовалось в административных целях на протяжении 40 лет. А в тематические залы — тюдоровских панно, миниатюр и гравюры XVI–XVIII веков, а также «фотографической революции» — добавлены вкрапления более ранних периодов. Кураторы увеличили количество фоторабот в экспозиции с 4 до 29%.

Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция.
Фото: National Portrait Gallery

Фотография остается основой и для программы временных выставок. Среди сегодняшних блокбастеров, по словам Смит, интересны два: ранее не выставлявшиеся фотографии Пола Маккартни, которые предлагают «взгляд на закулисье Beatles в 1964 году, когда они только начинали свою карьеру в Штатах» (до 1 октября), и ретроспектива Йевонд, пионера цветной фотографии, «которую следовало бы назвать одной из величайших британских фотографов» (до 15 октября).

Также заметнее в экспозиции музея стала скульптура. В частности, здесь появилась работа Томаса Прайса «Выйти на связь» (2021) — изображение уткнувшейся в телефон женщины — как символ того, что гаджеты сделали портреты неотъемлемой частью современной жизни.  

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+