18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Новое пространство в Эрмитаже, где будут встречаться перо и станок

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Проповедующий Христос» («Лист в сто гульденов»). Около 1648. Фото: Государственный Эрмитаж
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Проповедующий Христос» («Лист в сто гульденов»). Около 1648.
Фото: Государственный Эрмитаж
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Работы на бумаге не могут экспонироваться подолгу из-за ограничений по их хранению. Тем не менее Государственный Эрмитаж стремится как можно активнее показывать и эту часть своей коллекции. Теперь для этих целей в музее появилась Галерея графики

Государственный Эрмитаж открыл Галерею графики — пять залов на третьем этаже Зимнего дворца — для показа своего богатейшего собрания рисунков и гравюр XV–XX веков. Это собрание, которое насчитывает более 600 тыс. графических листов (пятая часть всей коллекции музея), прежде демонстрировалось лишь на временных выставках.

Галерея графики в Эрмитаже. Фото: А.В.Бронников/Государственный Эрмитаж
Галерея графики в Эрмитаже.
Фото: А.В.Бронников/Государственный Эрмитаж

Требование сохранности хрупких, боящихся яркого света рисунков и оттисков на бумаге задает особый режим их показа и в Галерее графики. Рисунки и гравюры будут представлять в формате выставочных проектов, сменяемых три раза в год. Для дебюта нового пространства выбрана выставка «Гравюры и рисунки: диалог искусств от Дюрера до Гойи». В нее включено 117 листов; среди авторов, помимо имен из заголовка — Пармиджанино, Хендрик Гольциус, Питер Пауль Рубенс, Жак Калло, Антонис ван Дейк, Рембрандт, Антуан Ватто, Джованни Баттиста Тьеполо, Франсуа Буше и другие старые мастера.

Тема диалога рисунка и печатной графики интересна во многих аспектах. Для первого характерны спонтанность и приватность использования, для второй — тщательная проработка и тиражность, адресованная широкому кругу зрителей. Рисунки, оставаясь самостоятельным видом искусства, верно служат подготовительным материалом для создания гравюр. Наконец, популярность гравюры привела к появлению в XVIII веке «обманок» — рисунков, имитирующих технику резцовой гравюры.

Жак Белланж. «Сидящая женщина в профиль». После 1610. Фото: Государственный Эрмитаж
Жак Белланж. «Сидящая женщина в профиль». После 1610.
Фото: Государственный Эрмитаж

Подобные сюжеты дают повод для того, чтобы Галерея графики могла стать местом встреч знатоков и любителей, художников и коллекционеров, центром притяжения всех неравнодушных к этому искусству. Как рассказал The Art Newspaper Russia Михаил Дединкин, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, мысль о создании постоянно действующей галереи графики, где всегда что-то будет на стенах, давно преследовала сотрудников музея. Но хотелось использовать для этих целей не большой парадный зал, обладающий ненужным для показа графики пафосом. Подобный опыт был у музея в XIX веке, когда графика подолгу выставлялась в залах первого этажа Нового Эрмитажа. После Великой Отечественной войны к нему не стали возвращаться.

Когда несколько лет назад произведения живописи XIX — начала ХХ века были перевезены с третьего этажа Зимнего дворца в Восточное крыло Главного штаба и началась подготовка к открытию там Запасной галереи живописи XVII–XVIII веков, несколько залов в юго-восточном ризалите дворца были зарезервированы для Галереи графики. Это небольшие помещения разной высоты, которые расположены так, что можно использовать под выставку разное количество залов — от пяти до двух.

Галерея графики в Эрмитаже. Фото: А.В.Бронников/Государственный Эрмитаж
Галерея графики в Эрмитаже.
Фото: А.В.Бронников/Государственный Эрмитаж

Кстати, в XIX веке помещения третьего этажа Зимнего дворца использовались как фрейлинские комнаты. Известно, что Пушкин, навещавший фрейлину Александру Смирнову-Россет, жаловался на высоту и крутизну Комендантской лестницы. Она и ныне ведет на третий этаж, давая повод рассказать в Галерее графики о пушкинских временах на основе собрания отдела истории русской культуры.

Сейчас подготовлена программа на ближайшие два года, она состоит из шести выставочных проектов. Следующей будет выставка нидерландской графики XVI века. Практика покажет, какое выставочное оборудование является оптимальным для демонстрации графики. При необходимости его будут обновлять.

По словам Дединкина, в перспективе для показа миниатюры планируется использовать зал «Фонарик», где сейчас хранится западноевропейская скульптура. А один из ныне открываемых залов будет отведен под экспозицию пастелей XVII — начала XIX века.  

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+