18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новое пространство в Эрмитаже, где будут встречаться перо и станок

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Проповедующий Христос» («Лист в сто гульденов»). Около 1648. Фото: Государственный Эрмитаж
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Проповедующий Христос» («Лист в сто гульденов»). Около 1648.
Фото: Государственный Эрмитаж
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Работы на бумаге не могут экспонироваться подолгу из-за ограничений по их хранению. Тем не менее Государственный Эрмитаж стремится как можно активнее показывать и эту часть своей коллекции. Теперь для этих целей в музее появилась Галерея графики

Государственный Эрмитаж открыл Галерею графики — пять залов на третьем этаже Зимнего дворца — для показа своего богатейшего собрания рисунков и гравюр XV–XX веков. Это собрание, которое насчитывает более 600 тыс. графических листов (пятая часть всей коллекции музея), прежде демонстрировалось лишь на временных выставках.

Галерея графики в Эрмитаже. Фото: А.В.Бронников/Государственный Эрмитаж
Галерея графики в Эрмитаже.
Фото: А.В.Бронников/Государственный Эрмитаж

Требование сохранности хрупких, боящихся яркого света рисунков и оттисков на бумаге задает особый режим их показа и в Галерее графики. Рисунки и гравюры будут представлять в формате выставочных проектов, сменяемых три раза в год. Для дебюта нового пространства выбрана выставка «Гравюры и рисунки: диалог искусств от Дюрера до Гойи». В нее включено 117 листов; среди авторов, помимо имен из заголовка — Пармиджанино, Хендрик Гольциус, Питер Пауль Рубенс, Жак Калло, Антонис ван Дейк, Рембрандт, Антуан Ватто, Джованни Баттиста Тьеполо, Франсуа Буше и другие старые мастера.

Тема диалога рисунка и печатной графики интересна во многих аспектах. Для первого характерны спонтанность и приватность использования, для второй — тщательная проработка и тиражность, адресованная широкому кругу зрителей. Рисунки, оставаясь самостоятельным видом искусства, верно служат подготовительным материалом для создания гравюр. Наконец, популярность гравюры привела к появлению в XVIII веке «обманок» — рисунков, имитирующих технику резцовой гравюры.

Жак Белланж. «Сидящая женщина в профиль». После 1610. Фото: Государственный Эрмитаж
Жак Белланж. «Сидящая женщина в профиль». После 1610.
Фото: Государственный Эрмитаж

Подобные сюжеты дают повод для того, чтобы Галерея графики могла стать местом встреч знатоков и любителей, художников и коллекционеров, центром притяжения всех неравнодушных к этому искусству. Как рассказал The Art Newspaper Russia Михаил Дединкин, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, мысль о создании постоянно действующей галереи графики, где всегда что-то будет на стенах, давно преследовала сотрудников музея. Но хотелось использовать для этих целей не большой парадный зал, обладающий ненужным для показа графики пафосом. Подобный опыт был у музея в XIX веке, когда графика подолгу выставлялась в залах первого этажа Нового Эрмитажа. После Великой Отечественной войны к нему не стали возвращаться.

Когда несколько лет назад произведения живописи XIX — начала ХХ века были перевезены с третьего этажа Зимнего дворца в Восточное крыло Главного штаба и началась подготовка к открытию там Запасной галереи живописи XVII–XVIII веков, несколько залов в юго-восточном ризалите дворца были зарезервированы для Галереи графики. Это небольшие помещения разной высоты, которые расположены так, что можно использовать под выставку разное количество залов — от пяти до двух.

Галерея графики в Эрмитаже. Фото: А.В.Бронников/Государственный Эрмитаж
Галерея графики в Эрмитаже.
Фото: А.В.Бронников/Государственный Эрмитаж

Кстати, в XIX веке помещения третьего этажа Зимнего дворца использовались как фрейлинские комнаты. Известно, что Пушкин, навещавший фрейлину Александру Смирнову-Россет, жаловался на высоту и крутизну Комендантской лестницы. Она и ныне ведет на третий этаж, давая повод рассказать в Галерее графики о пушкинских временах на основе собрания отдела истории русской культуры.

Сейчас подготовлена программа на ближайшие два года, она состоит из шести выставочных проектов. Следующей будет выставка нидерландской графики XVI века. Практика покажет, какое выставочное оборудование является оптимальным для демонстрации графики. При необходимости его будут обновлять.

По словам Дединкина, в перспективе для показа миниатюры планируется использовать зал «Фонарик», где сейчас хранится западноевропейская скульптура. А один из ныне открываемых залов будет отведен под экспозицию пастелей XVII — начала XIX века.  

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+