18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Новый проект Дмитрия Венкова объединяет художников в эмиграции

Ксения Мчедлидзе, коллаж “Я к вам пишу”, проект Letters, 2022  Фото: Ксения Мчедлидзе
Ксения Мчедлидзе, коллаж “Я к вам пишу”, проект Letters, 2022
Фото: Ксения Мчедлидзе

Новая мультимедиа коллаборация от известного видео-художника Дмитрия Венкова и его коллег осмысляет эмиграцию через футурологию. Проект Letters - о взгляде на сегодняшний день из далекого будущего после ядерного взрыва.

Каждый художник, участник проекта, создает текстуальный объект, переписку между людьми, машинами, а в версии некоторых художников - и между неодушевленными предметами. В видении создателей, после ядерной катастрофы выжившие организмы обратятся к неизбежному анализу произошедшего, но после катастрофы абсурда, неизбежно обратятся к классическим жанрам, в частности к эпистолярному роману эпохи Просвещения. Пока проект существует в виртуальном пространстве, однако к осени на его основе планируется создать мульти-медиа выставку, которая объединит десятки текстовых, визуальных и видео объектов от разных художников.

Ксения Мчедлидзе, коллаж “Fartaway”, проект Letters, 2022  Фото: Ксения Мчедлидзе
Ксения Мчедлидзе, коллаж “Fartaway”, проект Letters, 2022
Фото: Ксения Мчедлидзе

Работу Letters Венков создает в сотворчестве с группой художников, оказавшихся в эмиграции. Одна из участниц проекта - художница Ксения Мчедлидзе, уже успевшая засветиться на фестивалях Овёс и Архстояние. Инсталляции Ксении можно увидеть в спектаклях от Англии до Германии, художница фокусируется на бытовых образах, объектах повседневности, наделенных сверхъестественными свойствами.

Ксения Мчедлидзе, коллаж “I hope this letter finds you well”, проект Letters, 2022  Фото: Ксения Мчедлидзе
Ксения Мчедлидзе, коллаж “I hope this letter finds you well”, проект Letters, 2022
Фото: Ксения Мчедлидзе

И Дмитрий, и Ксения переживают непростой опыт эмиграции и связанные с ним трансформации, нашедшие отражение в новых проектах. Letters - один из них.

Ксения Мчедлидзе, коллаж “Conversation”, проект Letters, 2022  Фото: Ксения Мчедлидзе
Ксения Мчедлидзе, коллаж “Conversation”, проект Letters, 2022
Фото: Ксения Мчедлидзе

Дмитрий Венков - автор известных “Безумных подражателей”, обласканных множеством премий, в том числе премией Кандинского. До недавних пор, преподаватель школы Родченко и участник объединения “Вверх!”, чаще всего работает в жанре видео-арта и мокьюментари. Работы Дмитрия - это и язвительная сатира на мир современного искусства, и иронический портрет утопического будущего, перевернутого вверх ногами, как в работе “Гимны Московии”, или рационализированного, как в “Китайской комнате Алана Тьюринга” и “Америке”.

Дмитрий Венков   Фото: Илья Шеин
Дмитрий Венков
Фото: Илья Шеин

Ксения Мчедлидзе часто обращается к теме личного проживания общественных процессов (перформанс “Хватит!”, “Пожиратели галактик”) и использует прием наделения бытовых явлений фантастическими способностями, как например в поэтическом видео-полотне из жизни непарных носков “Socks Oddity”.

Ксения Мчедлидзе  Фото: Илья Шеин
Ксения Мчедлидзе
Фото: Илья Шеин

В сотрудничестве с театральными режиссерами, Ксения создает проекции и видео-арт, который становится полноправным участником любого действия. В спектаклях с ее работами актеры взаимодействуют с персонажами на видео, как с реальными партнерами, создавая полный эффект присутствия.

В видео-работе “Пожиратели Галактик” - Ксения превращает галактики и космические объекты в съедобный объект. Ставит вопрос об информационном перенасыщении общества, когда даже самые шокирующие и судьбоносные события поглощаются и забываются через несколько дней. Высокие смыслы превращаются в фаст-фуд, а содержательность современного искусства зачастую заканчивается на обертке.

Работа - “Мухи творчества” создана в соавторстве с Екатериной Хамудисовой. Художницы сняли полет простой мухи под абажуром. И графически обрисовали траекторию ее полета - как будто муха не просто летает, а рисует на потолке абстракцию. Это отсыл и к опытам анималистов, и к перфомансам Дмитрий Пригова и московских концептуалистов. И глобально - рефлексия на тему содержательности современного искусства.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+