Выставка «Логос: голос конструктивизма» в Центре конструктивизма «Зотов» отличается от других выставок авангарда: она не просто показывает искусство, но представляет собой увлекательное исследование того, что составляло голос целой эпохи. Экспозиция воспроизводит бурлящую атмосферу 1920-х годов в молодой Советской России — атмосферу экспериментов со словом.
Зритель попадает в пространство, где со всех сторон к нему наперебой обращаются разные голоса: броские киноафиши призывают посмотреть новые фильмы, а громкие заголовки газет — прочитать о первых достижениях страны. Расписанные лозунгами агитпоезда несут идеологические установки новой власти, с трибун кричат политики, поэты-футуристы декламируют стихи. Даже художники выступают с лозунгами, как Владимир Татлин, рисуют рекламу, как Варвара Степанова, и включают слова в картины, как Иван Пуни. Работа со словом в 1920-е годы еще никогда не была представлена настолько полно и исчерпывающе в рамках одной экспозиции. Кураторы выставки рассказали нам о том, как шла работа над проектом и что нового увидит и услышит зритель.
Полина Стрельцова
куратор, автор-составитель каталога
Почему вторая выставка Центра «Зотов» посвящена теме слова в конструктивизме?
У эпохи авангарда громкий голос. Это было время, когда древняя метафора сотворения мира через слово стала востребованной как никогда. Многому в рождающемся мире еще не было названия, и через имена вещи приобретали свой смысл. Недаром в названии выставки есть понятие «логос». Оно куда более широкое, чем «слово» или «язык». Это и «смысл», и «суть», и «идея», и «мысль».
На выставке слова звучат отовсюду: голоса поэтов, и голоса политиков, и голос города. Плакаты, афиши, обложки книг и журналов буквально заговорили со зрителем. Были найдены основы нового художественного языка — лаконичного, ясного, эффектного и броского, который преодолел границы своей эпохи и стал основой для создания современных форм визуальности. Многие художественные приемы выглядят настолько свежо и современно, что приходит осознание: мы живем в том будущем, которое придумывали и формулировали художники авангарда 100 лет назад.
Насколько сложно было собрать такую большую, многосоставную выставку?
На выставке представлены работы из более чем 30 музеев, архивов и частных коллекций. Работа над таким большим проектом похожа на приключение, полное загадок, карт с сокровищами, преград и опасностей. И конечно, счастливых встреч. Так, наши идеи, начиная еще с прошлой выставки «1922. Конструктивизм. Начало», поддерживают коллеги из Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Они предоставили множество вещей великолепного графического дизайнера Фаика Тагирова. Также мы подружились с творческим сообществом «Мира» (они сейчас создают целый музейный кластер в Суздале). Специально для нас они расшили экземпляр книжки «Для голоса» Эль Лисицкого, и на выставке есть уникальная возможность посмотреть каждую страничку этого произведения полиграфического искусства.
Екатерина Лаврентьева
куратор
На выставке представлено множество объектов из архива Александра Родченко и Варвары Степановой. Что из этого зритель видит впервые?
Из недр архива были извлечены неизвестные публике раритеты. Например, текст Велимира Хлебникова, переписанный от руки Александром Родченко и Варварой Степановой как образец декларации задач нового искусства. Впервые подобный «леттеринг» удалось объединить с цветописной графикой Степановой — уникальной формой беспредметной поэзии, построенной на цветовых акцентах. Также впервые экспонируется один из экземпляров сборника Алексея Крученых «Утиное гнездышко дурных слов» с авторской раскраской Ольги Розановой. На выставке удалось создать тематическую экспозицию, посвященную «Десятой государственной выставке. Беспредметное творчество и супрематизм» (1919), известной как «противостояние» Анти (Александра Родченко) и Казимира Малевича. Здесь, в Центре «Зотов», она обрела новый семантический слой.
На выставке широко представлена полиграфическая продукция 1920-х годов. Какое значение знакомство с этими материалами имеет для современного зрителя?
Образцы полиграфической продукции 1920-х остаются ориентирами для современных дизайнеров-графиков. Наследие этой эпохи воспринимается молодым поколением не как стиль, а, скорее, как канон, свод универсальных правил для работы со словом. Артикуляция текста — метод, широко применявшийся Эль Лисицким и Соломоном Телингатером, остается актуальным и сегодня, а в рамках моушен-дизайна приобретает новые выразительные качества. Движение, которое конструктивисты лишь прогнозировали за счет композиционного ритма, цветовых акцентов и размера шрифтов, современные технологии позволяют воплотить в реальности (полиграфия 1920-х содержит готовые схемы анимации текста). Выставка в Центре «Зотов» — «учебное пособие» по изучению основ визуальной речи. Знакомство с приемами типографики 1920-х позволяет более осознанно воспринимать современные медиа, понимать механизм «упаковки» информации.
Константин Дудаков-Кашуро
куратор, автор-составитель каталога
На выставке можно не только много всего увидеть, но и услышать. Какое значение имеют звучащие компоненты экспозиции?
Для 1920-х звучащее слово было едва ли не более важным, чем печатное. Не случайно полиграфический шедевр Лисицкого — книжка «Для голоса» со стихами Маяковского — призван воспроизвести вербальный образ стиха и служит пособием для чтеца-декламатора, а многие обложки и афиши буквально кричат, как в знаменитой рекламе «Ленгиза» Родченко. В отличие от следующего десятилетия, 1920-е — это время бесконечных диспутов, новых форм ораторского искусства и первых ораторий. Поэты читали публично стихи, а ученые изучали живую речь, даже существовал Институт живого слова. Именно тогда появились первые радиорепортажи. Мы собрали эти репортажи и голоса ключевых поэтов, записанные на фоновалики. А из некоего подобия трибун на нас обрушиваются крикливые речи политиков. Зритель оказывается на месте безмолвного обывателя революционного десятилетия, который теперь может в любой момент взять слово.
Насколько готовящийся каталог выставки шире, чем она сама?
Мы старались сделать не просто отпечаток экспозиции, но научное издание «дальнего действия», к которому можно будет обращаться еще долго и по разным поводам. Во-первых, в нем есть многое, что в экспозиции могло затеряться среди других экспонатов, а также то, что по разным причинам не удалось показать. Во-вторых, в каталог включены крайне любопытные научные статьи, из которых можно узнать о связи авангарда и науки о языке, о философии рукописного слова в книгах футуристов, о выставочном дизайне и титрах, о своего рода конструктивистском паблик-арте, и написаны они вовсе не тяжеловесным и скучным языком старой школы. В-третьих, мы подобрали целую антологию текстов по теме выставки. Все это вместе с таймлайном, индексом и прочим составляет значимую пару каталогу первой выставки. Таких изданий по конструктивизму давно не хватало.
Анна Замрий
куратор, архитектор выставки
У выставки довольно замысловатая архитектура и зонирование: одни залы обособлены, другие просматриваются насквозь, сделаны условные кабинеты-лаборатории и изба-читальня. Чем продиктованы эти решения?
При разработке экспозиционных решений учитываются три группы факторов: контент (экспонаты и кураторский нарратив), контекст (пространство) и реципиент (зритель). Конфигурация выставочных залов в Центре «Зотов», нетривиальная для такой типологии пространств, задает особые правила игры. Экспозиционный этаж представляет собой даже не цилиндр, а тор с жестко заданными точками входа и выхода. Работать с таким пространством — невероятно интересная задача.
На анализ выставочного пространства накладываются, как листы кальки друг на друга, структура экспозиции, важные смысловые и видовые прострелы и оси, учитывается маршрут движения посетителя, характер сенсорной нагрузки на зрителя и так далее. Сумма этих факторов и принимаемых на их основе кураторами, архитекторами, графическими дизайнерами и светодизайнерами решений непосредственно создает возможность зрителю погрузиться в материал, вступить в прямой диалог с экспонатами.
На выставке представлено множество редких и неожиданных экспонатов, включая полиграфическое оборудование, аудиозаписи, кинохронику. Насколько сложно было показать все это в рамках одной экспозиции?
Когда есть выстроенная кураторская концепция, каждый экспонат занимает свое положение и в нарративе, и в пространстве, независимо от того, что собой представляет физически — живопись или аудиозапись.
Дарья Филиппова
генеральный директор
«Зотов» позиционируется как центр конструктивизма. Какое значение в этом ключе имеет новая выставка?
На первой выставке «1922. Конструктивизм. Начало» мы не стали ограничивать себя типологически или хронологически — это было рассуждение о конструктивизме в целом и его «корнях». В рамках второго выставочного проекта, «Логос: голос конструктивизма», мы сузили исследовательские рамки до экспериментов конструктивистов со словом, текстом и языком. На выставке представлены фактически все формы искусства 1920-х годов, в которых отразилась работа со словом: дизайн витрин и киосков, агитпоезда и «Окна РОСТА», звучащая авангардная поэзия и первые репортажи, «живые газеты» и интертитры новаторских кинолент, фотомонтажи и ритмодекламации.
Исследуем направление мы и в рамках параллельной программы к выставке: лекции, мастер-классы. Программа кинотеатра «Зотов.Кино» всегда находится в диалоге с экспозицией. Например, в рамках программы «Логос.Кино» в «Зотове» показывают советские фильмы 1920-х годов, доказавшие, что интертитры — это тоже искусство. На лекциях обсуждают историю оформления городов и московского метро, фотомонтаж и типографику 1920–1930-х, манифесты дада и «заумь».
Какова реакция посетителей на выставку «Логос: голос конструктивизма»?
Об интересе к выставке говорит не только хорошая посещаемость, но и комментарии в книге отзывов. Среди написанных от руки слов благодарности есть даже отзыв сына художника Соломона Телингатера, Владимира: «Давно не был на такой грандиозной, прекрасно организованной выставке. Отдельное спасибо за внимание к творчеству моего отца! Самого наилучшего!» Это очень вдохновляет!
А еще посетители часто упоминают и рекомендуют наши медиации. Так что, если вы хотите полностью погрузиться в лингво-поэтический контекст 1920–1930-х годов, предлагаем присоединиться к группам наших проводников-медиаторов.
Центр «Зотов»
«Логос: голос конструктивизма»
До 6 августа