18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как звучит эпоха конструктивизма: говорят кураторы выставки в Центре «Зотов»

Выставка «Логос: голос конструктивизма» в Центре «Зотов». Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Логос: голос конструктивизма» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

В Центре «Зотов» продолжает работу выставка «Логос: голос конструктивизма», посвященная проявлению слова в художественном, политическом и социальном пространстве 1920-х. Кураторы и директор центра рассказали нам, о чем говорит и как звучит экспозиция

Выставка «Логос: голос конструктивизма» в Центре конструктивизма «Зотов» отличается от других выставок авангарда: она не просто показывает искусство, но представляет собой увлекательное исследование того, что составляло голос целой эпохи. Экспозиция воспроизводит бурлящую атмосферу 1920-х годов в молодой Советской России — атмосферу экспериментов со словом.

Зритель попадает в пространство, где со всех сторон к нему наперебой обращаются разные голоса: броские киноафиши призывают посмотреть новые фильмы, а громкие заголовки газет — прочитать о первых достижениях страны. Расписанные лозунгами агитпоезда несут идеологические установки новой власти, с трибун кричат политики, поэты-футуристы декламируют стихи. Даже художники выступают с лозунгами, как Владимир Татлин, рисуют рекламу, как Варвара Степанова, и включают слова в картины, как Иван Пуни. Работа со словом в 1920-е годы еще никогда не была представлена настолько полно и исчерпывающе в рамках одной экспозиции. Кураторы выставки рассказали нам о том, как шла работа над проектом и что нового увидит и услышит зритель.

Полина Стрельцова
куратор, автор-составитель каталога

Почему вторая выставка Центра «Зотов» посвящена теме слова в конструктивизме?

У эпохи авангарда громкий голос. Это было время, когда древняя метафора сотворения мира через слово стала востребованной как никогда. Многому в рождающемся мире еще не было названия, и через имена вещи приобретали свой смысл. Недаром в названии выставки есть понятие «логос». Оно куда более широкое, чем «слово» или «язык». Это и «смысл», и «суть», и «идея», и «мысль».

На выставке слова звучат отовсюду: голоса поэтов, и голоса политиков, и голос города. Плакаты, афиши, обложки книг и журналов буквально заговорили со зрителем. Были найдены основы нового художественного языка — лаконичного, ясного, эффектного и броского, который преодолел границы своей эпохи и стал основой для создания современных форм визуальности. Многие художественные приемы выглядят настолько свежо и современно, что приходит осознание: мы живем в том будущем, которое придумывали и формулировали художники авангарда 100 лет назад.

Выставка «Логос: голос конструктивизма» в Центре «Зотов». Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Логос: голос конструктивизма» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Насколько сложно было собрать такую большую, многосоставную выставку?

На выставке представлены работы из более чем 30 музеев, архивов и частных коллекций. Работа над таким большим проектом похожа на приключение, полное загадок, карт с сокровищами, преград и опасностей. И конечно, счастливых встреч. Так, наши идеи, начиная еще с прошлой выставки «1922. Конструктивизм. Начало», поддерживают коллеги из Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Они предоставили множество вещей великолепного графического дизайнера Фаика Тагирова. Также мы подружились с творческим сообществом «Мира» (они сейчас создают целый музейный кластер в Суздале). Специально для нас они расшили экземпляр книжки «Для голоса» Эль Лисицкого, и на выставке есть уникальная возможность посмотреть каждую страничку этого произведения полиграфического искусства.

Екатерина Лаврентьева
куратор

На выставке представлено множество объектов из архива Александра Родченко и Варвары Степановой. Что из этого зритель видит впервые?

Из недр архива были извлечены неизвестные публике раритеты. Например, текст Велимира Хлебникова, переписанный от руки Александром Родченко и Варварой Степановой как образец декларации задач нового искусства. Впервые подобный «леттеринг» удалось объединить с цветописной графикой Степановой — уникальной формой беспредметной поэзии, построенной на цветовых акцентах. Также впервые экспонируется один из экземпляров сборника Алексея Крученых «Утиное гнездышко дурных слов» с авторской раскраской Ольги Розановой. На выставке удалось создать тематическую экспозицию, посвященную «Десятой государственной выставке. Беспредметное творчество и супрематизм» (1919), известной как «противостояние» Анти (Александра Родченко) и Казимира Малевича. Здесь, в Центре «Зотов», она обрела новый семантический слой.

Выставка «Логос: голос конструктивизма» в Центре «Зотов». Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Логос: голос конструктивизма» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

На выставке широко представлена полиграфическая продукция 1920-х годов. Какое значение знакомство с этими материалами имеет для современного зрителя?

Образцы полиграфической продукции 1920-х остаются ориентирами для современных дизайнеров-графиков. Наследие этой эпохи воспринимается молодым поколением не как стиль, а, скорее, как канон, свод универсальных правил для работы со словом. Артикуляция текста — метод, широко применявшийся Эль Лисицким и Соломоном Телингатером, остается актуальным и сегодня, а в рамках моушен-дизайна приобретает новые выразительные качества. Движение, которое конструктивисты лишь прогнозировали за счет композиционного ритма, цветовых акцентов и размера шрифтов, современные технологии позволяют воплотить в реальности (полиграфия 1920-х содержит готовые схемы анимации текста). Выставка в Центре «Зотов» — «учебное пособие» по изучению основ визуальной речи. Знакомство с приемами типографики 1920-х позволяет более осознанно воспринимать современные медиа, понимать механизм «упаковки» информации.

Константин Дудаков-Кашуро
куратор, автор-составитель каталога

На выставке можно не только много всего увидеть, но и услышать. Какое значение имеют звучащие компоненты экспозиции?

Для 1920-х звучащее слово было едва ли не более важным, чем печатное. Не случайно полиграфический шедевр Лисицкого — книжка «Для голоса» со стихами Маяковского — призван воспроизвести вербальный образ стиха и служит пособием для чтеца-декламатора, а многие обложки и афиши буквально кричат, как в знаменитой рекламе «Ленгиза» Родченко. В отличие от следующего десятилетия, 1920-е — это время бесконечных диспутов, новых форм ораторского искусства и первых ораторий. Поэты читали публично стихи, а ученые изучали живую речь, даже существовал Институт живого слова. Именно тогда появились первые радиорепортажи. Мы собрали эти репортажи и голоса ключевых поэтов, записанные на фоновалики. А из некоего подобия трибун на нас обрушиваются крикливые речи политиков. Зритель оказывается на месте безмолвного обывателя революционного десятилетия, который теперь может в любой момент взять слово.

Выставка «Логос: голос конструктивизма» в Центре «Зотов». Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Логос: голос конструктивизма» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Насколько готовящийся каталог выставки шире, чем она сама?

Мы старались сделать не просто отпечаток экспозиции, но научное издание «дальнего действия», к которому можно будет обращаться еще долго и по разным поводам. Во-первых, в нем есть многое, что в экспозиции могло затеряться среди других экспонатов, а также то, что по разным причинам не удалось показать. Во-вторых, в каталог включены крайне любопытные научные статьи, из которых можно узнать о связи авангарда и науки о языке, о философии рукописного слова в книгах футуристов, о выставочном дизайне и титрах, о своего рода конструктивистском паблик-арте, и написаны они вовсе не тяжеловесным и скучным языком старой школы. В-третьих, мы подобрали целую антологию текстов по теме выставки. Все это вместе с таймлайном, индексом и прочим составляет значимую пару каталогу первой выставки. Таких изданий по конструктивизму давно не хватало.

Анна Замрий
куратор, архитектор выставки

У выставки довольно замысловатая архитектура и зонирование: одни залы обособлены, другие просматриваются насквозь, сделаны условные кабинеты-лаборатории и изба-читальня. Чем продиктованы эти решения?

При разработке экспозиционных решений учитываются три группы факторов: контент (экспонаты и кураторский нарратив), контекст (пространство) и реципиент (зритель). Конфигурация выставочных залов в Центре «Зотов», нетривиальная для такой типологии пространств, задает особые правила игры. Экспозиционный этаж представляет собой даже не цилиндр, а тор с жестко заданными точками входа и выхода. Работать с таким пространством — невероятно интересная задача.

На анализ выставочного пространства накладываются, как листы кальки друг на друга, структура экспозиции, важные смысловые и видовые прострелы и оси, учитывается маршрут движения посетителя, характер сенсорной нагрузки на зрителя и так далее. Сумма этих факторов и принимаемых на их основе кураторами, архитекторами, графическими дизайнерами и светодизайнерами решений непосредственно создает возможность зрителю погрузиться в материал, вступить в прямой диалог с экспонатами.

Выставка «Логос: голос конструктивизма» в Центре «Зотов». Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Логос: голос конструктивизма» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

На выставке представлено множество редких и неожиданных экспонатов, включая полиграфическое оборудование, аудиозаписи, кинохронику. Насколько сложно было показать все это в рамках одной экспозиции?

Когда есть выстроенная кураторская концепция, каждый экспонат занимает свое положение и в нарративе, и в пространстве, независимо от того, что собой представляет физически — живопись или аудиозапись.

Дарья Филиппова
генеральный директор

«Зотов» позиционируется как центр конструктивизма. Какое значение в этом ключе имеет новая выставка?

На первой выставке «1922. Конструктивизм. Начало» мы не стали ограничивать себя типологически или хронологически — это было рассуждение о конструктивизме в целом и его «корнях». В рамках второго выставочного проекта, «Логос: голос конструктивизма», мы сузили исследовательские рамки до экспериментов конструктивистов со словом, текстом и языком. На выставке представлены фактически все формы искусства 1920-х годов, в которых отразилась работа со словом: дизайн витрин и киосков, агитпоезда и «Окна РОСТА», звучащая авангардная поэзия и первые репортажи, «живые газеты» и интертитры новаторских кинолент, фотомонтажи и ритмодекламации.

Исследуем направление мы и в рамках параллельной программы к выставке: лекции, мастер-классы. Программа кинотеатра «Зотов.Кино» всегда находится в диалоге с экспозицией. Например, в рамках программы «Логос.Кино» в «Зотове» показывают советские фильмы 1920-х годов, доказавшие, что интертитры — это тоже искусство. На лекциях обсуждают историю оформления городов и московского метро, фотомонтаж и типографику 1920–1930-х, манифесты дада и «заумь».

Выставка «Логос: голос конструктивизма» в Центре «Зотов». Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Логос: голос конструктивизма» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Какова реакция посетителей на выставку «Логос: голос конструктивизма»?

Об интересе к выставке говорит не только хорошая посещаемость, но и комментарии в книге отзывов. Среди написанных от руки слов благодарности есть даже отзыв сына художника Соломона Телингатера, Владимира: «Давно не был на такой грандиозной, прекрасно организованной выставке. Отдельное спасибо за внимание к творчеству моего отца! Самого наилучшего!» Это очень вдохновляет!

А еще посетители часто упоминают и рекомендуют наши медиации. Так что, если вы хотите полностью погрузиться в лингво-поэтический контекст 1920–1930-х годов, предлагаем присоединиться к группам наших проводников-медиаторов.

Центр «Зотов»
«Логос: голос конструктивизма»
До 6 августа

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+