18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В фонде Ruarts идет выставка Игоря Вулоха

Игорь Вулох. «Без названия». Фрагмент. 2003. Фото: Фонд Ruarts
Игорь Вулох. «Без названия». Фрагмент. 2003.
Фото: Фонд Ruarts
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

На выставке «Поля-двойники» представлены работы художника из коллекции фонда Ruarts, частных музеев AZ и АРT4, фондов «Екатерина» и Prometheus, ММОМА, дополненные произведениями его супруги и других авторов

Художники-нонконформисты в СССР никогда не принадлежали к единому «сетевому» сообществу. Если что их всех и связывало между собой (помимо, конечно, личных и профессиональных отношений внутри замкнутых групп вроде Лианозовской или круга Кабакова — Соостера), так это внутреннее отторжение соцреалистических догм. Причем отторжение совсем не обязательно выражалось в протестных или пародийных формах — хватало и других векторов.

Выставка «Поля-двойники» в фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Поля-двойники» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Игорь Вулох (1938–2012) относился к тем художникам, для кого официальное искусство было лишь навязчивым, но совершенно посторонним фоном по отношению к собственному творчеству. Уже в начале ­1960-х фигуративная живопись у него чем дальше, тем последовательнее замещалась беспредметной. Причем процесс этот шел не по заимствованным трендовым правилам (хоть и полуподпольно, но мода на абстрактные веяния в послевоенном СССР все же существовала), а по индивидуальной, глубоко внутренней логике. Ею художник руководствовался до конца дней, какие бы внешние изменения ни претерпевала его манера. Геометрический минимализм — важный и, пожалуй, наиболее узнаваемый, но отнюдь не единственный у него формат.

Выставка «Поля-двойники» в фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Поля-двойники» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Выставка «Поля-двойники» в московском фонде Ruarts приурочена к 85-летию автора. В названии проекта использован заголовок одного из стихотворных циклов поэта Геннадия Айги (1934–2006), который много лет был близким другом, единомышленником и чуть ли не альтер эго Игоря Вулоха. Симптоматично, что и еще один герой, швед Тумас Транстрёмер, незримо возникающий в ряде его работ, тоже был поэтом — и даже лауреатом Нобелевской премии. Присутствие этих фигур лишний раз дает понять, что при всей своей сосредоточенности на живописной пластике художник никогда не оставался в плену сугубо цеховых категорий.

Выставка «Поля-двойники» в фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Поля-двойники» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

«Мы не делали выставку, претендующую на осмысление всего его творчества, — говорит Катрин Борисов, арт-директор фонда Ruarts и сокуратор проекта (другим сокуратором стала Дина Ахметова), — а хотели показать наследие Вулоха под более эмоциональным углом. Представить уже ушедшего художника как современного, актуального».

В экспозицию включено 18 работ Игоря Вулоха из коллекции Ruarts и гораздо больше вещей, позаимствованных из иных источников: частных музеев AZ и АРT4, фондов «Екатерина» и Prometheus, Московского музея современного искусства. Самый значительный вклад внесли наследники автора: его вдова Наталия Туколкина-Охота и пасынок Георгий Альтман.

Выставка «Поля-двойники» в фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Поля-двойники» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Художница Наталия Туколкина-Охота выступает также в роли своеобразного соавтора мужа: на выставке представлены ее авторские костюмы 1980–1990-х и фарфоровая серия «Наш хрупкий мир» (2021), в которых использованы некоторые мотивы его живописи и графики. А еще встречаются единичные произведения, которые с главным героем выставки напрямую не связаны, но становятся неким «эхом Игоря Вулоха», по выражению Катрин Борисов. Стоит упомянуть хотя бы мраморные «Слезы» Айдан Салаховой из серии «Стена плача» или гранитный объект «Без названия» художника 0331с (Евгений Оззик).

Выставка «Поля-двойники» в фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Поля-двойники» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Та же подпись — «Без названия» — сопровождает чуть ли не треть работ и самого Вулоха. А там, где названия все же даны, они все равно предельно лаконичны: «Композиция», «Фрагмент», «Пейзаж», «Зима», «Поля». И это при безграничной любви автора к поэзии. Из чего следует неизбежный вывод: его собственная поэзия не в словах.  

Фонд Ruarts
«Поля-двойники. К 85-летию Игоря Вулоха»
До 12 ноября

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+