18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умов палаты

Интерьер пространства «Палаты на Льва Толстого». Фото: Проект «Палаты на Льва Толстого»
Интерьер пространства «Палаты на Льва Толстого».
Фото: Проект «Палаты на Льва Толстого»
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Основатель проекта «Палаты на Льва Толстого» Майя Сантимирова рассказала о том, как увлеклась культурой повседневности и что из этого вышло

Как у вас появилась идея открыть культурный центр?

«Культурный центр» на самом деле не совсем подходящие слова. Мы и сами пока еще находимся в поиске нужного определения, перебираем разные: «арт-центр», «образовательный проект», «салон», но понимаем, что мы уже шире, чем каждое из них.

История проекта началась очень давно. Я раньше работала в крупных компаниях, никак не связанных с искусством и культурой, но все выходные проводила в музеях, театрах, сама ходила рисовать… А потом, как в «Тысячеликом герое» Джозефа Кэмпбелла, просто пошла на зов.

Сначала была студия рисования на Патриарших Draw and Go, которую мы открыли с подругой и партнером Юлией Городничевой. Следующая вспышка случилась в 2016 году, когда я в «ДОМ.РФ» работала над форумом «Среда для жизни: новые стандарты», где мы много рассуждали о том, какое сильное влияние окружающая среда оказывает на формирование личности.

Во время декрета со вторым ребенком я стала с жадностью поглощать всевозможные курсы и лекции по искусству. Потом третий ребенок, изоляция. Мы с мужем взяли в аренду деревянный дом ­1950-х годов, отреставрировали его и превратили в маленькую русскую усадьбу, со своими традициями и ритуалами. Со мной случился эскапизм в эстетизм!

Основатель проекта Майя Сантимирова. Фото: Проект «Палаты на Льва Толстого»
Основатель проекта Майя Сантимирова.
Фото: Проект «Палаты на Льва Толстого»

Я стала изучать этикет, культурологию, зачитываться Лотманом, Лихачевым и историями мануфактур царской России, коллекционировать столовое серебро, дореволюционное стекло, фарфор братьев Корниловых... Меня начали приглашать как спикера на мастер-классы по столовому этикету, и всегда получался разговор о традициях, ритуалах, каком-то замедлении в потоке времени.

Чем больше я погружалась в этот мир, тем больше мне хотелось делиться. К тому же вокруг оказывалось много людей, которым оказались близки мои мысли. Значит, это кому-то нужно! Все постепенно складывалось, как детали одного пазла, — и в конечном итоге сложилось в идею «Палат».

А палаты сразу входили в этот план? Как вообще историческое здание попало в ваше поле зрения, ведь восстановление — это всегда сложный и дорогой процесс. Не легче было обосноваться в современном ЖК, допустим?

Я искала здание с историей, с архитектурой. Современный ЖК даже не рассматривала: я вообще боюсь гигантомании, если это касается не бокалов.

Что касается реставрации — это занятие благодарное. Даже на этапе восстановления здания я познакомилась с потрясающими специалистами — архитекторами, историками, москвоведами — и просто неравнодушными людьми, которые помогали, потому что влюблялись в эти палаты.

И вообще, мне близка концепция lifelong learning — продолжаю осваивать новые знания в области культуры и сохранения объектов культурного наследия.

Интерьер пространства «Палаты на Льва Толстого». Фото: Проект «Палаты на Льва Толстого»
Интерьер пространства «Палаты на Льва Толстого».
Фото: Проект «Палаты на Льва Толстого»

Почему основа концепции проекта именно культура повседневности?

О том, что я делаю, я впервые задумалась, когда начала коллекционировать фарфор и стекло. Казалось, это что-то про культуру и эстетику быта, но мне не хватало в этих словах движения, ритуальности, смысла. Ведь я не просто чашки собирала, а историю! Так, начинаешь читать про какой-нибудь сервиз — и вот ты уже изучаешь гравюры об экспедиции Наполеона в Египет и заключении союза с Александром I.

Потом подруга подарила мне книгу из серии «Культура повседневности», и я настолько увлеклась, что даже назвала так мой Тelegram-канал. Искала научные публикации, думала пойти получать третье высшее. Но не нашла подходящей программы. Еще у Лотмана отмечается внимание к бытовым подробностям. Это мой любимый подход к истории. С ним получается разматывать прошлое как клубок, понимать людей тех времен, заимствовать что-то для себя.

«Палаты» — это не про приобщение к элитарной культуре. Культура повседневности исследует разные аспекты жизни общества, включая досуг — куда как раз и входят и театр, и музеи, и все прочее. Мы занимаемся поиском связей между культурой, историей и каждым из нас. Как сказано в одном из наших манифестов, «обогащаем свой быт — и формируем новую повседневность».

Кто вам помогал с реставрацией и дизайном?

Над проектом работала архитектор Варя Шалито в паре с дизайнером Лерой Нестеренко. Были спроектированы функциональные зоны: входное пространство, два зала-лектория, два лаундж-зала, три санузла, гардеробная и картинная галерея. Вместе им удалось сделать пространство именно таким, каким мы его задумали: буквально дышащим историей и торжественностью, но при этом теплым, почти домашним.

Наши интерьеры отсылают и к допетровской старине, и к русским усадьбам и дачам, затрагивают советскую эпоху и современность. То, что не было закуплено на винтажных маркетах, создавали для нас локальные, русские художники и дизайнеры. Экраны на батареях в виде скатертей, своеобразный реверанс в сторону ткацкого прошлого палат, выполнены Сергеем Пономаревым при помощи Сергея Григоровича из Коломны. Та самая зеленая люстра из километра нити и плетеные стулья — художницей Натальей Мельник тоже из Коломны. А огромный стол, центр большинства наших встреч, из 200-летних амбарных досок изготовил Александр Самсонов. Получилась эклектичная обстановка, которая связывает между собой прошлое и настоящее и одновременно создает что-то новое — камерное, доверительное, родное.

Интерьер пространства «Палаты на Льва Толстого». Фото: Проект «Палаты на Льва Толстого»
Интерьер пространства «Палаты на Льва Толстого».
Фото: Проект «Палаты на Льва Толстого»

Какие мероприятия проходят в центре? Кто их проводит?

У нас проходят лекции и курсы, посвященные разным сферам культуры и искусства. Регулярно проводим дегустации, чаепития, мастер-классы, детские программы. Мы отходим от привычных образовательных форматов. Любое наше мероприятие заканчивается душевными беседами за столом, обменом мыслями и впечатлениями — формируется общее поле, где мы все вместе погружаемся в исследование, восторгаемся и развиваемся.

Авторские программы — лекции, экскурсии, мастерские — для нас готовят эксперты, ведущие специалисты в своих областях, влюбленные в свое дело. Для нас они становятся не столько учителями, сколько проводниками в их миры, которые раньше мы могли наблюдать только со стороны.

У вас получился очень интересный проект. Нет ли у вас мыслей о его масштабировании?

Вы не первый человек, который меня об этом спрашивает. Конечно, мыслей много. Как минимум планируем масштабироваться за счет сотрудничества с близкими нам по духу партнерами. Наблюдаем за тем, куда дальше заведет зов. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+