18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Мадриде открылась Галерея королевских коллекций

Зал свободной планировки в Галерее королевских коллекций. Фото: Patrimonio Nacional
Зал свободной планировки в Галерее королевских коллекций.
Фото: Patrimonio Nacional

Обеспокоенность экспертов вызывает то, что новая галерея может нанести удар по культурному туризму в регионах, откуда в столицу перевезли ряд работ

Галерея королевских коллекций (Galería de las Colecciones Reales), которая открылась в Мадриде 29 июня, объединила под одной крышей самые ценные сокровища испанской короны.

Современный, лаконичный по форме музей спроектирован бюро Mansilla + Tuñón так, чтобы органично вписаться в ансамбль, образованный историческими зданиями Королевского дворца и собора Альмудена. Его площадь — 40 тыс. кв. м, из которых общественные пространства занимают пятую часть. Это три больших зала открытой планировки, а также археологический зал с обнаруженными в ходе строительства остатками городской стены IX века и ворот, через которые когда-то въезжали в Мадрид.

Галерея королевских коллекций органично вписалась в исторический ландшафт Мадрида. Фото: Patrimonio Nacional
Галерея королевских коллекций органично вписалась в исторический ландшафт Мадрида.
Фото: Patrimonio Nacional

Стоимость нового музея — €173 млн, и это самый крупный в стране музейный проект последних десятилетий. Он находится в ведении Patrimonio Nacional, курирующего более чем тысячу исторических построек и почти два десятка объектов, связанных с испанской королевской семьей, включая дворцы, монастыри, загородные дома и сады.

В новой галерее выставлено 650 экспонатов из обширной королевской коллекции (всего около 160 тыс. предметов) — от картин Диего Веласкеса, Франсиско Гойи и Караваджо до гобеленов, декоративно-прикладного искусства, экипажей и оружия.

Один из 650 представленных на выставке экспонатов — королевская карета 1829–1833 годов. Фото: Patrimonio Nacional
Один из 650 представленных на выставке экспонатов — королевская карета 1829–1833 годов.
Фото: Patrimonio Nacional

Директор Галереи королевских коллекций Летисия Руис говорит, что экспонаты, выставленные в Мадриде, были отобраны таким образом, чтобы «не оставлять пробелов» в экспозициях тех музеев, где они прежде находились. Например, в королевском дворце XVIII века Ла-Гранха де Сан-Ильдефонсо, расположенном в небольшом городке недалеко от Сеговии, по ее словам, Patrimonio Nacional «кое-что забрал, но и добавил еще больше», чтобы «укрепить» местный музей. Тем не менее некоторые эксперты высказывают опасения, что Галерея королевских коллекций нанесет удар по культурному туризму в регионах, обогащая столицу, где и так хватает знаменитых музеев.

Перемещаться между этажами Галереи королевских коллекций можно по пандусам. Фото: Patrimonio Nacional
Перемещаться между этажами Галереи королевских коллекций можно по пандусам.
Фото: Patrimonio Nacional

Несколько экспонатов были перевезены в новый музей из монастыря Эскориал, расположенного в часе езды от Мадрида. Монастырь является вторым по посещаемости королевским достопримечательным местом в Испании, которое в 2022 году привлекло 375 тыс. туристов, что составляет чуть более трети посетителей, которые ежегодно приходят в мадридский Королевский дворец.

«Здорово, что они хотят развивать туризм в Мадриде, но это не должно происходить за счет сокращения числа посетителей в других регионах, которые в этом нуждаются больше», — говорит Карлос Таррио, член муниципального совета городка Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль. В прошлом году совет обратился к Patrimonio Nacional с просьбой приостановить передачу предметов из монастыря в Галерею королевских коллекций, но попытка не увенчалась успехом. Совет также потребовал вновь открыть два музея в самом монастыре, не работающих с 2015 года, но, по словам Таррио, не получил четкого ответа. The Art Newspaper в Patrimonio Nacional сообщили, что ремонтные работы в этих музеях должны начаться в 2025 году.

«Люди думают, что новый музей может грабить [региональные достопримечательности], но это не так, — говорит Руис. — С точки зрения туризма Галерея королевских коллекций — это как витрина для каждого королевского объекта страны в самом ее центре».

Работы по созданию музея велись более четверти века, а впервые такие планы возникли еще в 1930-х годах, тогда строительству помешала гражданская война.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+