18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковка реставрирует гигантскую декорацию по эскизам Николая Рериха

Николай Константинович Рерих. «Половецкий стан». 1909. Декорация к балету на музыку А.П. Бородина «Половецкие пляски». Фото: Третьяковская галерея
Николай Константинович Рерих. «Половецкий стан». 1909. Декорация к балету на музыку А.П. Бородина «Половецкие пляски».
Фото: Третьяковская галерея

Декорация к «Половецким пляскам» Дягилева, недавно приобретенная Третьяковкой, уходит на реставрацию, чтобы предстать на большой выставке Николая Рериха в октябре, а потом стать частью музейного Дягилевского центра

Третьяковская галерея начала реставрацию панорамной декорации (задника) к «Половецким пляскам» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь», которыми 19 мая 1909 года в парижском театре Шатле открылся балетный дягилевский сезон. Задник с изображением бескрайней степи с юртами на фоне неба был написан в том же 1909 году по эскизу Николая Рериха масштабировавшим его художником Борисом Анисфельдом (пастель находится в собрании Третьяковской галереи). Декорация много лет использовалась «Русскими сезонами» (к 1920 году — более 500 раз), а потом их преемником — труппой «Русского балета колонеля де Базиля», в том числе в многочисленных турне, поэтому обветшала и имеет много провисаний, дыр и заплат.

Работы будут вестись реставраторами Третьяковской галереи, уже имеющими уникальный опыт восстановления произведений большого формата (панно «Введение в Еврейский театр» Марка Шагала и «Принцесса Грёза» Михаила Врубеля). Команду возглавляет Андрей Голубейко, заведующий отделом научной реставрации масляной станковой живописи ХVIII — начала ХХ века, недавно вместе с Александрой Орловской получивший Государственную премию за восстановление картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван», а ранее их работа была отмечена премией нашей газеты в номинации «Реставрация».

Размотка декорации в зале Врубеля.  2022. Фото: Юлия Захарова/Третьяковская галерея.
Размотка декорации в зале Врубеля. 2022.
Фото: Юлия Захарова/Третьяковская галерея.

Как рассказала директор Третьяковской галереи Елена Проничева, декорация Рериха находится в аварийном состоянии, однако планируется, что реставраторы успеют завершить первую часть работ к осени, что позволит показать ее на крупной монографической выставке Николая Рериха, которая откроется в Новой Третьяковке в октябре 2023 года. Реставрация, как и выставка, проводятся при поддержке банка ВТБ.

«Нам пришла в голову безумная идея, — говорит Татьяна Городкова, главный хранитель галереи, — показать декорацию на выставке осенью. Это очень короткие сроки. К примеру, на реставрацию „Принцессы Грёзы“, которая примерно в два раза меньше, ушло четыре года. Совершенно точно, что целиком реставрация к этому сроку не будет завершена, однако мы надеемся на первую стадию. Мы хотим укрепить декорацию сзади и таким образом сделать возможным ее экспонирование, пускай и не в окончательном варианте».

Для восполнения многочисленных прорывов основы с утратами и потерями больших кусков ткани будет использовано домотканое полотно XIX века изо льна и конопли, идентичное авторскому по составу, плетению и подходящее по текстуре. Отдельные наиболее ветхие участки будут дублироваться на тончайший прочный шелк. «Мы будем собирать пазл из ветхой руинированной ткани», — говорит Городкова. Укрепление и дублирование будут вестись с особой осторожностью, поскольку одна из особенностей произведения — оно не натянуто на жесткий подрамник, а висит под собственным весом.

Процесс реставрации в мастерской. Фото: Олеся Курпяева/Третьяковская галерея
Процесс реставрации в мастерской.
Фото: Олеся Курпяева/Третьяковская галерея

Чтобы предстать на выставке, основа должна быть полностью укреплена. А вот наружный живописный слой в гораздо лучшем состоянии и не требует аварийного вмешательства, несмотря на потертости и утраты. Татьяна Городкова предполагает, что прямо на выставке могут быть проведены несколько открытых сессий реставрации.

После экспонирования на выставке декорация вернется в мастерскую, и специалисты приступят ко второму этапу — работе над красочным слоем. Сроки окончания этих работ пока назвать невозможно.

Механический помощник

На сегодняшний момент к официальному старту работ создана уникальная технологическая база, которая позволяет реставраторам приступить к гигантскому полотну размером 23 на 10 м. Голубейко рассказал, что, когда сотрудники музея летали в Лондон, чтобы посмотреть предмет перед покупкой, владельцам пришлось арендовать спортивный зал, чтобы его показать. «А в Москве мы расстелили его в зале Врубеля в галерее, и он не влез целиком. Впечатление, которое мы получили, было непередаваемым. Это мощное произведение, которое производит сильный эффект», — говорит Городкова.

Показ задника перед покупкой. Фото: Андрей Голубейко/Третьяковская галерея
Показ задника перед покупкой.
Фото: Андрей Голубейко/Третьяковская галерея

Подготовительная работа перед официальным стартом реставрации была длительной и масштабной. Сделано описание сохранности, кроме того предварительное укрепление, которое требовалось для транспортировки. Но главное — создана инженерная конструкция, которая позволит реставраторам нормально работать с полотном такого размера.

«Я сама не узнаю теперь пространство реставрационной мастерской», — говорит Городкова. Помещение, которое пришлось освободить от мебели, занял аппарат длиной 10 м, с валами и станиной, на которые намотана декорация. Между валами располагаются специальные столешницы, образующие широкую рабочую зону. Данное инженерное решение позволяет работать поэтапно и последовательно со всем огромным полотном. Кроме того, как подчеркивает Голубейко, это новаторское изделие позволяет реставраторам работать не на коленях и согнувшись в три погибели, а стоя: «Наша задача — чтобы реставраторы не уставали, чтобы им было комфортно».

Уникальный аппарат, не имеющий аналогов в мире, позволяет работать поэтапно и последовательно со всем огромным полотном. Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея
Уникальный аппарат, не имеющий аналогов в мире, позволяет работать поэтапно и последовательно со всем огромным полотном.
Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея

Уникальный аппарат, не имеющий аналогов в мире, был придуман Голубейко — это не первый его инженерный опыт, ранее он изобрел и вместе с компанией «Архив» во главе с Алексеем Гусевым воплотил уникальные приспособления (стол и кресло), которые значительно облегчили реставрацию шедевра Репина. Новая конструкция также собрана «Архивом» при финансовой поддержке БФ «Транссоюз». Работы над созданием механизма начались в прошлом году.

Дягилевский центр

Планы создания Дягилевского центра звучали в Третьяковской галерее давно, и для него отводилось место в проекте реконструкции здания на Крымском Валу, предложенного знаменитым архитектором Ремом Колхасом.

Музей проводил целенаправленную работу по представлению и поискам сохранившегося наследия оказавших невероятное влияние на развитие мировой культуры «Русских сезонов» (проводились с 1908 по 1929 год во Франции и других странах), над которыми работали прославленные художники, танцовщики, исполнители и сценографы. Так, в 2009 году совместно с Фондом культуры «Екатерина» в Монако, где находилась репетиционная база русской труппы, был показан проект «Удиви меня! Сергей Дягилев и русские балетные сезоны», год спустя уже в Москве прошла выставка «Видение танца. К 100-летию „Русских балетов“ С.П.Дягилева в Париже» и, наконец, в прошлом году в Третьяковке представили выставку «Дягилев. Генеральная репетиция», ядром которой стали предметы, приобретенные галереей у Ольги и Айвора Мазур в 2020 году: это были 12 костюмов к «Русским сезонам», созданные по эскизам Льва Бакста, Александра Головина, Наталии Гончаровой и Николая Рериха. Именно в составе этой коллекции в музей попала и декорация по эскизу Рериха.  

Эпопея по приобретению коллекции Мазуров была долгой. В 2009 году владельцы показали ее на выставке в Музее декоративно-прикладного искусства, открыв русской публике. Десять лет спустя в галерее началась полная сложностей работа по покупке этих предметов. Найти спонсоров, договориться о цене, выстроить логистику и, наконец, вывезти в августе 2021 года огромный занавес — все это сначала казалось авантюрой.

Третьяковской галерее удалось существенно снизить цену, которая вначале составляла £1 млн (итоговая сумма сделки музеем не озвучивается). Из этикетажа выставки «Дягилев. Генеральная репетиция» ясно, что с приобретением коллекции Мазуров музею помогла компания «Би Пи Россия».

Костюмы по эскизам Наталии Гончаровой к балету «Золотой петушок» на музыку Н. Римского-Корсакова. Слева - женский костюм , приобретено при финансовой поддержке компании "Би Пи Россия", справа - костюм Звездочета, дар I&O Mazure Co Limited. Фото: Светлана Янкина/The Art Newspaper Russia
Костюмы по эскизам Наталии Гончаровой к балету «Золотой петушок» на музыку Н. Римского-Корсакова. Слева - женский костюм , приобретено при финансовой поддержке компании "Би Пи Россия", справа - костюм Звездочета, дар I&O Mazure Co Limited.
Фото: Светлана Янкина/The Art Newspaper Russia

Как позже рассказала Ольга Мазур в интервью Forbes, этот задник был приобретен у наследников Филиппа Дайера, одного из специалистов по дягилевским балетам, который атрибутировал предметы для аукционов Sotheby’s, распродававших реквизит антрепризы с 1967 по 1973 год. По ее словам, она сразу знала, что эта вещь — только для музеев, поэтому хранила ее на валу и была рада передать Третьяковской галерее эстафету по владению.

Ирина Шуманова, заведующая отделом графики XVIII — начала ХХ века, говоря о приобретении занавеса и костюма у Мазуров, ранее рассказывала, что для будущего Дягилевского центра они очень важны: «Мы приобрели потрясающую коллекцию костюмов, которая была нам так необходима для работы с уже имеющимися материалами, связанными с импресарио Сергеем Дягилевым. Наши экспонаты были прежде всего архивные, нам не хватало топовых вещей».

Как рассказала нам Татьяна Городкова, от того Дягилевского центра, который спроектировал еще Рем Колхас в своем проекте реконструкции Новой Третьяковки, конечно, уже отказались, как и от его идей в целом. Сейчас предполагается, что центр можно разместить в залах № 60 и 61, известных широкой публике как место проведения временных выставок на Крымском Валу (когда специальные залы для этого обустроят в новом здании музейного комплекса в Лаврушинском, открытие которого намечено на 2024 год).

В Дягилевском центре будут показывать эскизы костюмов и декораций, фотографии спектаклей, костюмы по эскизам знаменитых русских и европейских художников, а также, конечно, рериховский задник. Помимо коллекции Мазуров, важной частью экспозиции станет дар Александры Томилиной, вдовы художника Михаила Ларионова, включающий множество работ его и Наталии Гончаровой для «Русских сезонов».

Помимо экспозиции, в центре планируют создать библиотеку по истории танца с архивными материалами, связанными с событиями и героями дягилевской антрепризы.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+