18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мирон Мержанов, личный архитектор Сталина: от фавора до опалы

Дача И.С.Сталина, расположенная на территории санатория "Зеленая роща", построенная по проекту Мирона Мержанова. Фото: ТАСС
Дача И.С.Сталина, расположенная на территории санатория "Зеленая роща", построенная по проекту Мирона Мержанова.
Фото: ТАСС
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Он проектировал дачи для высшего советского руководства, но впал в немилость и сполна испытал на себе действие государственной репрессивной машины. Фигура Мержанова в этой документальной биографии преподнесена общими усилиями его сына и внука

Перед нами первая подробная биография Мирона Мержанова (1895–1975), личного архитектора Сталина. Дальний родственник Ивана Айвазовского, до революции получивший образование в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге и сделавший первые шаги в архитектурной профессии в родном Ростове-на-Дону, в 1929 году Мержанов выиграл всесоюзный конкурс на проектирование санатория Красной армии в Сочи. Тогда это был самый большой (на 700 человек) и роскошный (его называли «замком здоровья») санаторий в СССР: он располагался на 75 га рукотворного субтропического парка и включал даже театр на 1 тыс. человек. В 1937-м проект получил Гран-при Всемирной выставки в Париже.

Борис Мержанов, Сергей Мержанов. «Мирон Мержанов и его время». М.: Буки Веди, 2023. 357 с., ил.
Борис Мержанов, Сергей Мержанов. «Мирон Мержанов и его время». М.: Буки Веди, 2023. 357 с., ил.

Мирона Мержанова перевели в Москву, он стал главным архитектором хозуправления ЦИК. Одному только Сталину он построил четыре дачи (в Кунцеве, Сочи, Гаграх и Гудауте), всего же для членов Политбюро и наркомов возвел 34 спецобъекта. До сих пор считалось, что интерьерного дизайна (речь об особом искусстве — частном роскошном интерьере) в Советской России не было. Оказывается, был. Дома сдавались под ключ, автор-архитектор отвечал за все: общую кубатуру, садово-парковый дизайн, внутреннюю планировку и декораторские отделки вплоть до ковров, каминов и оконных шпингалетов. Рассказывать об этих работах, тем более фотографировать их результаты, категорически запрещалось, и это одна из причин того, что Мержанов известен меньше современников — архитекторов Бориса Иофана или Алексея Щусева. Было даже забыто, что Мирон Иванович разработал дизайн звезды Героя Советского Союза, чья изысканная лаконичная форма впечатляет до сих пор, а также то, что он был одним из соавторов Дома архитекторов в Гранатном переулке.

За выдающиеся заслуги Мержанова вначале осыпали благами (квартира в Романовом переулке в двух шагах от Кремля, личный автомобиль и прочее), а в 1943 году репрессировали. Под маховик репрессий попали его жена, позже погибшая в лагере, и сын. Последний, проведя в заключении четыре года, вернулся к мирной жизни, стал архитектором. Сам же Мирон Иванович, даже будучи зэком, продолжал работать по специальности — строил общественные здания в Комсомольске-на-Амуре. В конце 1950-х его на два года вернули в Москву — проектировать санаторий имени Дзержинского в Сочи, но затем отправили обратно в магаданские лагеря. После смерти Сталина, освободившись, Мержанов на семь лет задержался в Красноярске, где создал архитектурно-проектный институт «Крайпроект». Последние 20 лет провел в Москве: его реабилитировали, он работал.

Санаторий им. Ворошилова, построенный по проекту Мирона Мержанова.  Фото: www.sochi.com
Санаторий им. Ворошилова, построенный по проекту Мирона Мержанова.
Фото: www.sochi.com

Книга написана на основе дневников сына архитектора — Бориса Мержанова (1929–2006). Записи сложил в повествование внук, Сергей Мержанов (1959–2022), чья жизнь безвременно оборвалась совсем недавно из-за ковида. Сами архитекторы, они относились к наследию отца и деда с большим пиететом. Но, помимо огромного количества фактов о Мироне Ивановиче и его проектах, книга интересна описанием волшебной жизни Бориса — мальчика из привилегированной советской семьи, который учился в одном классе с Натаном Эйдельманом и Алексеем Баталовым, дружил с Сергеем Хрущевым, в неформальной обстановке общался с Иваном Папаниным и Юрием Гагариным. Борис Мержанов один раз разговаривал со Сталиным и даже умудрился попасть на его похороны, оказавшись рядом с гробом в Колонном зале в марте 1953-го.

Книга подкупает беззлобным тоном. Советская репрессивная машина не пощадила эту семью, однако Мержановы не считали себя жертвами и относились к ударам судьбы стоически. Борис Миронович написал книгу о столетии, как он выразился, «страшном и одновременно прекрасном». 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+