18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Лето — пора любования пальмами и розами Зинаиды Морозовой

Василий Лобов. «Девушка с розой». 1852. Фрагмент. Фото: Музей-заповедник «Горки Ленинские»
Василий Лобов. «Девушка с розой». 1852. Фрагмент.
Фото: Музей-заповедник «Горки Ленинские»
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Удивительный факт: Горки Ленинские не всегда были ленинскими. До вождя революции в усадьбе жила жена мецената Саввы Морозова Зинаида. И жила красиво — в буквальном смысле слова. Этой красоте посвящена выставка в музее-усадьбе

В последние годы устраивается все больше выставок, посвященных нашим великим купеческим династиям. У всех на памяти блокбастеры про братьев Щукиных и Морозовых, а прямо сейчас в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына проходит выставка, в центре которой фигура Николая Рябушинского — мецената, издателя и живописца. И вот еще одна, и тоже о Морозовых — но только об их прекрасной половине.

Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» в в музее-усадьбе «Горки Ленинские». Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» в в музее-усадьбе «Горки Ленинские».
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Открывается выставка в Государственном музее-заповеднике «Горки Ленинские». После того как его прошлым летом возглавила Алиса Бирюкова, здесь пытаются хотя бы немного отстраниться от Ленина — своей основной темы, узковатой и, конечно, вышедшей из моды. Однако перешибить харизму вождя крайне сложно. В качестве эксперимента в музее пробуют ввести нового «гения места». Кандидатура лежит на поверхности — последняя дореволюционная владелица этой усадьбы, Зинаида Морозова (1867–1947), жена мецената Саввы Морозова, женщина сильного характера и роскошных вкусов.

Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» в в музее-усадьбе «Горки Ленинские». Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» в в музее-усадьбе «Горки Ленинские».
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Глобальный биографический проект о ней, видимо, в планах «Горок» — пока же решили сделать легкую летнюю выставку об одном аспекте ее личности — любви к цветам. Продав после смерти Саввы Тимофеевича знаменитый особняк на Спиридоновке, Зинаида Григорьевна поселилась с новым мужем за городом. Теперь ее окружали цветочки везде: за окном, на обоях, в обивке мебели. Но в особенности на посуде (она обожала фарфор и собрала его огромную коллекцию). Вдобавок Морозова активно занялась садоводством — при ней усадьба Горки поставляла цветы в десяток московских магазинов. Хозяйка наполнила оранжереи пальмами, которые летом выставляли на открытый воздух. Пальмы, кстати, вместе с прочей обстановкой были унаследованы Лениным, осеняя его инвалидное кресло. И пережили его: многие из этих деревьев дотянули до 1980-х!

Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» в в музее-усадьбе «Горки Ленинские». Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» в в музее-усадьбе «Горки Ленинские».
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Выставку назвали «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой», но есть здесь и вторая героиня — дочь Зинаиды Мария Морозова (1888–1921), продолжавшая жить с матерью и разделявшая ее интересы. Мария Саввишна была художницей-любительницей, входила в абрамцевский кружок. Одно из редких ее изображений — фотография за лепкой бюста Саввы Мамонтова (сам бюст, увы, утрачен).

«Впрочем, это выставка не про судьбу двух конкретных женщин, — рассказывает куратор Софья Багдасарова, — а все же про то, какую важную роль в их быте и в жизни их современниц играла тема цветов. Дамы и барышни Серебряного века постоянно окружали себя живыми цветами, надевали платья с флоральными орнаментами. Поэтому, помимо живописи и графики, в нашем проекте так много предметов материального мира, от фарфора до шарфиков».

Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» в в музее-усадьбе «Горки Ленинские». Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» в в музее-усадьбе «Горки Ленинские».
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Разнообразие цветочного орнамента 1880–1910-х — ботаническая иллюстрация и викторианская английская роза, абрамцевские псевдорусские «дички» и отточенные арабески эпохи модерна — на выставке показано с помощью подлинных мемориальных предметов, живописи и графики Станислава Жуковского, Константина Коровина, Елены Поленовой, Константина Юона, Марии Якунчиковой, майолик Михаила Врубеля, фарфора, мебели, а также уникальных образцов текстиля, предоставленных Университетом им. А.Н.Косыгина.

Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» в в музее-усадьбе «Горки Ленинские». Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» в в музее-усадьбе «Горки Ленинские».
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

«Изучив ее вещи, мы поняли, что Зинаида Григорьевна любила неорококо, — говорит Багдасарова. — Забавно: Савва Морозов всем говорил, что шехтелевский особняк на Спиридоновке он построил для жены. Но тот мир, который она создала для себя после его смерти, — это ему полное стилистическое противопоставление. Истинное воплощение мягкости, женственности, роскоши и избыточности. Такой получилась и выставка — повседневность дамы La Belle Époque». 

Государственный музей-заповедник «Горки Ленинские»
«Пальмы и розы Зинаиды Морозовой»
С 24 июня по 22 октября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+