18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как землетрясение в Ташкенте привело к появлению «сейсмического модернизма»

Мультимедийный выставочный проект «Ташкент. Архитектура исторического оптимизма». Фото: Баха Хакимов
Мультимедийный выставочный проект «Ташкент. Архитектура исторического оптимизма».
Фото: Баха Хакимов

В центре внимания мультимедийного выставочного проекта «Ташкент. Архитектура исторического оптимизма» — архитектурный пласт, возникший в 1960–1980-е. «Исторический оптимизм» в названии вырастает из большой исторической трагедии

«Поворотным событием, превратившим Ташкент в одну из мировых столиц модернизма, стало землетрясение 1966 года, почти полностью разрушившее большую часть города, — поясняет Александр Федоров, медиахудожник и исследователь архитектуры модернизма. — Тогда было принято решение срочно восстанавливать его силами архитекторов и строителей со всего Советского Союза».

Мультимедийный выставочный проект «Ташкент. Архитектура исторического оптимизма». Фото: Кирилл Цыбенко
Мультимедийный выставочный проект «Ташкент. Архитектура исторического оптимизма».
Фото: Кирилл Цыбенко

По словам куратора, именно в Ташкенте словосочетание «дружба народов» из лозунга превратилось в реальность. Еще живы были воспоминания о гостеприимстве жителей города во время войны. Многие из тех, кто в эвакуации нашел в Ташкенте второй дом, вернулись, чтобы отплатить добром. «Так появился урбанистический феномен, кардинально изменивший облик Ташкента, — продолжает Федоров. — Некоторые исследователи, например немецкий архитектор Филипп Мойзер, называют его „сейсмическим модернизмом“».

Мультимедийный выставочный проект «Ташкент. Архитектура исторического оптимизма». Фото: Кирилл Цыбенко
Мультимедийный выставочный проект «Ташкент. Архитектура исторического оптимизма».
Фото: Кирилл Цыбенко

Для выставки выбрано особое место — здание Дворца молодежи, которое спроектировал один из главных создателей ташкентского модернизма Рихард Блезэ (кто не знает, решит, что иностранец, но на самом деле советский архитектор, уроженец Ташкента). В основе экспозиции — 19 авторских постеров, выполненных Александром Федоровым в единой стилистике.

Мультимедийный выставочный проект «Ташкент. Архитектура исторического оптимизма». Фото: Кирилл Цыбенко
Мультимедийный выставочный проект «Ташкент. Архитектура исторического оптимизма».
Фото: Кирилл Цыбенко

На них изображения памятников модернизма, находящихся в Ташкенте, а вокруг каждого постера — работы современных фотографов и типографические инсталляции в стиле неоновых вывесок 1960-х. Выставку дополняют 3D-модели снесенных или находящихся под угрозой сноса построек: Дома кино, чайханы «Самарканд» и других зданий.

Театр «Ильхом», Ташкент
«Ташкент. Архитектура исторического оптимизма»
До 25 июня

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+