18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Главные выставки лета

Инсталляции Кабакова, приобретения Екатерины Великой, кураторские проекты главной галеристки русского авангарда и многое другое в нашем списке самых интересных выставок этого лета

Расширенная экспозиция произведений Ильи Кабакова

Новая Третьяковка, Москва

Илья Иосифович Кабаков, один из самых знаменитых советских художников второй половины ХХ века, скончался в Нью-Йорке 27 мая в возрасте 89 лет. За полторы недели, прошедшие после этого печального события, коллектив Государственной Третьяковской галереи сумел подготовить и 6 июня открыть выставку, основанную на произведениях художника из фондов музея. В посвященном ему небольшом зале в здании на Крымском Валу показывают альбом «Полетевший Комаров» из серии «Десять персонажей», картину-стенд «Все о нем (Ответы экспериментальной группы)», авторские повторения двух ранних работ «Бердянская коса» и «Человек и домик», а также картину-инсталляцию «Горное озеро». А вот в легендарную мастерскую Кабакова на Сретенском бульваре, которую он и его жена Эмилия в 2018 году подарили Третьяковской галерее, по-прежнему попасть невозможно: музей до сих пор решает различные проблемы, которые возникают при превращении подобных небольших помещений в открытые общественные пространства.

До 30 сентября

Илья Кабаков. Фото: ВолгаФест
Илья Кабаков.
Фото: ВолгаФест
«„Салоны“ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века»

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва

В то время как самый главный зал главного здания Пушкинского музея — Белый — занимает небольшая, но ослепительная выставка «Золото сарматских вождей» (до 23 июля), почти все остальное пространство второго этажа отведено под более сложный и интеллектуальный проект. Выставка, озаглавленная «„Салоны“ Дидро», рассказывает о практике парижских художественных салонов. О периоде распада этих салонов мы прекрасно знаем благодаря истории борьбы с ними импрессионистов во второй половине XIX века — эта же экспозиция показывает нам золотой век, XVIII столетие, когда их репутация была безупречна и только Дени Дидро, праотец современной арт-критики, позволял себе высказывать свое мнение о ежегодных отчетных выставках (его цитаты приведены на стенах). Выставка, собранная усилиями ГМИИ, Эрмитажа и региональных музеев, внезапно оказывается очень насыщенной и демонстрирует огромное количество подлинных картин с парижских салонов. Дело в том, что российский покупатель того времени с Екатериной Великой во главе внимательно изучал их каталоги и заказывал произведения «по почте». Так что в итоге выставка получилась не только о французском искусстве барокко и рококо и рождении современной арт-критики, но и о том, как эта культура воспринималась российскими коллекционерами.

До 1 октября

«„Салоны“ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
«„Салоны“ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
«Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала»

Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

Гигантский выставочный проект, проходящий в Новом современном культурном центре «Пакгаузы» на нижегородской стрелке. Здесь собрано более 200 произведений русского авангарда из музеев и частных коллекций Урала, то есть широкой публике знакомых, скорее, по репродукциям или вовсе не известных. Соорганизатором выставки является Екатеринбургский музей изобразительных искусств, предоставивший большое количество произведений. Здесь представлены работы 80 авторов — как первого ряда (Наталия Гончарова, Петр Кончаловский, Михаил Ларионов и другие), так и «эндемиков» уральских коллекций (Павел Голубятников, Василий Денисов, Петр Субботин-Пермяк, Николай Третьяков).

До 20 августа

Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
«Выбор Добычиной»

Музей русского импрессионизма, Москва

Показав в 2021 году успешный проект «Охотники за искусством», посвященный 14 частным советским коллекционерам, музей подготовил своего рода приквел к нему. Но не про десяток собирателей, а про одного, и не про мужчину, а про женщину, да еще какую. Надежда Добычина (1884–1950) фактически первая русская галеристка. В своем Художественном бюро она устраивала временные групповые и персональные выставки-продажи. Какого уровня это были выставки? Ну, например, «Последняя футуристическая выставка картин „0,10“» — первый показ «Черного квадрата» Казимира Малевича. Там же она организовала «Постоянную выставку современного искусства». Личное собрание Добычиной включало произведения Александра Бенуа, Кузьмы Петрова-Водкина, Ольги Розановой, Мартироса Сарьяна, Константина Сомова и других мастеров начала XX века. Нынешняя выставка показывает Добычину в двух ипостасях — как коллекционера, пытаясь собрать воедино главные принадлежавшие ей работы, и как куратора-галериста, организатора прорывных экспозиций. Многие произведения, которые Добычина объединяла в ее проектах, сейчас входят в собрания государственных музеев — они и предоставили их на выставку (Русский музей, Третьяковская галерея, Приморская государственная картинная галерея, Музей русского искусства в Ереване, Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А.Кастеева и другие).

С 8 июня по 24 сентября

Наталия Гончарова. «Бабы с граблями». 1909. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Наталия Гончарова. «Бабы с граблями». 1909.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей
«Как живые! Портреты XVIII–XXI веков из частной коллекции»

Фонд In artibus, Москва

От Федора Рокотова и Алексея Венецианова до Ильи Репина и Роберта Фалька, а если точнее, даже до художников XXI века — Виктора Разгулина и Бориса Касаткина. Так огромен охват этого выставочного проекта, где представлено 50 портретов из частной коллекции Инны Баженовой. Некоторые из этих произведений уже знакомы постоянным посетителям московских выставок, однако часть работ экспонируется впервые. Какой-то особо четкой линии здесь нет, — как обычно в летних выставках фонда, концепция свободная, развлекательная. Так что просто смотрим на лица и любуемся.

21 июня — 24 августа

Антонина Софронова. «Манько». 1935. Фото: Фонд In аrtibus
Антонина Софронова. «Манько». 1935.
Фото: Фонд In аrtibus
«Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России»

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ослепленные яркостью революционного авангарда, мы обычно забываем, что параллельно с ним в России первой трети ХХ века существовали и другие мощные живописные течения. И важнейшее из них, разумеется, неоклассицизм — попытка воскресить спокойствие и гармонию старых мастеров. Впрочем, не избежав влияния модерна, ар-нуво (и конечно, авангарда), неоклассицизм ХХ века оказывается совершенно особенным и отнюдь не безмятежным. К этому направлению искусствоведы (и кураторы выставки) причисляют многих: Льва Бакста, Сергея Коненкова, Бориса Кустодиева, Александра Матвеева, Кузьму Петрова-Водкина, Александра Самохвалова, Зинаиду Серебрякову, Константина Сомова, Ивана Фомина, Василия Шухаева, Александра Яковлева, а также ряд архитекторов с проектами осуществленными и неосуществленными. Таким образом, неоклассицизм — стиль, который пронизывает столь многое, но обычно остается неуловимым, — с помощью этой выставки окажется зафиксированным и позволит зрителю свое видение переформатировать.

29 июня — 11 сентября

Василий Шухаев, Александр Яковлев. «Автопортреты (Арлекин и Пьеро)». 1914. Фото: Государственный Русский музей
Василий Шухаев, Александр Яковлев. «Автопортреты (Арлекин и Пьеро)». 1914.
Фото: Государственный Русский музей
«Цари и рыцари. Роман со Средневековьем»

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Этим летом самое почетное выставочное пространство Зимнего дворца, Николаевский зал, займет экспозиция, рассказывающая о любимом хобби людей, столь долго этот дворец населявших. То есть о том, как российские императоры из династии Романовых на протяжении XIX века, на волне общеевропейской моды на историзм, увлекались Средневековьем. Особенно большим любителем этого периода был Николай I, который не только заказывал здания и интерьеры в стиле псевдоготики, но и участвовал в том, что сейчас бы называли «историческими реконструкциями» в костюмах и доспехах, а тогда — «рыцарскими каруселями». Романовы могли позволить себе коллекционировать самые ценные подлинники, поэтому на выставке представлено множество оригинальных средневековых и ренессансных предметов, в том числе «Портрет герцога Алессандро де'Медичи» круга Аньоло Бронзино, манускрипты, а также огромное количество оружия, доспехов, витражей, посуды, мебели. Центром экспозиции станет реконструкция рыцарского турнира. Также на выставке будет реконструирован один из интерьеров псевдоготического царскосельского Арсенала. Центром экспозиции станет реконструкция рыцарского турнира. Также на выставке будет реконструирован один из интерьеров псевдоготического царскосельского Арсенала.

1 июля — 22 октября

Василий Верещагин. «Комната в доме А.П.Базилевского в Париже». 1870. Фото: Государственный Эрмитаж
Василий Верещагин. «Комната в доме А.П.Базилевского в Париже». 1870.
Фото: Государственный Эрмитаж
Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+