18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хрустальный юбилей: коллекция без отрыва от производства

«Сервиз шлифованный косым райком». 1914 г. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
«Сервиз шлифованный косым райком». 1914 г.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Музей хрусталя имени Мальцовых в Гусь-Хрустальном, входящий в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, отмечает 40-летие. Хотя местный стекольный завод работает уже больше двух с половиной веков, и ему есть чем похвалиться

В Музее хрусталя в городе Гусь‑Хру­стальный заработала специальная выставка, отмечающая его юбилей («Гимн стеклу», до 18 июня), но и без нее музей уникален — коллекцией, зданием, всей историей места.

Гусевской хрустальный завод

Завод начал работать на реке Гусь в 1756 году. В 1831 году он превратился из стекольного в хрустальный, хотя параллельно с дорогим хрусталем в Гусе делали ходовые изделия из простого и цветного стекла. В 1880 году хрустальный завод перешел к Юрию Нечаеву-Мальцову. При нем Гусевской хрустальный завод производил около 1/4 всех стеклянных изделий Владимирской губернии, в 1884 году на нем работало 744 человека. В 1900-м предприятие получило Гран-при Всемирной выставки в Париже. В 1914 году по завещанию бездетного Нечаева-Мальцова производство перешло к его родственнику Павлу Игнатьеву, но четыре года спустя было национализировано.

После Октябрьской революции завод встал, запустить его удалось только в 1923 году. В советское время завод десятками миллионов штук выпускал граненые стаканы, дизайн которых якобы был создан Верой Мухиной. Во время Великой Отечественной войны здесь изготавливали медицинские ампулы, шары для горючей смеси, колбы для термосов. В 1962 году впервые в мире на заводе была введена в строй ванная печь непрерывной выработки свинцового хрусталя, в пять раз увеличившая выпуск готовой продукции. Появились новые печи и автоматизированные линии, автоматы для нанесения алмазной грани. Одновременно производилось и художественное цветное стекло, продолжали работать мастера-стеклодувы. В 1990-е завод был приватизирован, к 2009-му обанкротился. В декабре 2013 года производство хрусталя было возобновлено под названием «Гусевской хрустальный завод имени Акима Мальцова». Новому предприятию принадлежат два здания из многочисленных советских, ныне пустых и ветшающих. Действуют четыре горшковые печи, с которыми работают выдувальщики (это всегда мужчины, труд тяжелый) и формовщики (женщины). В алмазном цехе, где хрусталь вручную гранят, работают женщины. В нынешнем году руководители завода и Гусевского стекольного колледжа договорились о наборе молодежи на специальности выдувальщиков и гранильщиков, которые смогут проходить практику в цехах.

Еще…

Городок Гусь-Хрустальный стал «Хрустальным» только в советские годы, до этого он был «Мальцовским», по имени рода Мальцовых, основатель которого Аким перевел сюда свое стекольное производство из Можайска в 1756 году. Хрусталь тут стали производить в начале 1830-х, когда внук Акима, Иван Мальцов, взялся внедрять на заводе новые технологии. Тогда же была создана камера образцов, где хранились лучшие и самые сложные работы мастеров завода, а также европейские изделия: богемское, венецианское стекло, позже работы Эмиля Галле.

Музей хрусталя имени Мальцовых в Гусь-Хрустальном. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей хрусталя имени Мальцовых в Гусь-Хрустальном.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

В 1880 году хрустальный завод перешел к одному из племянников Ивана Мальцова — Юрию Нечаеву-Мальцову (1834–1913). Он был членом Императорской академии художеств, любителем и покровителем искусств. На его средства в рабочем городке по проекту архитектора Леонтия Бенуа построили грандиозный Георгиевский собор: снаружи красно-белый с изразцами, в традициях русского узорочья XVII века, внутри — трехнефная базилика. Внутренний декор был заказан Виктору Васнецову. Тот написал огромные полотна для стен и создал эскиз Богоматери Оранты для главной апсиды, которая была выложена из стеклянной мозаики Владимиром Фроловым. Именно здесь, после того как собор побывал Дворцом труда, кинотеатром, музыкальной школой и библиотекой, и был основан Музей хрусталя. «Музей абсолютно уникален, — говорит Виктория Угрюмова, возглавляющая его более 30 лет, — так как это не только коллекция, но и сохранившийся интерьер с произведениями, созданными специально для него».

Экспозиция Музея хрусталя имени Мальцовых. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Экспозиция Музея хрусталя имени Мальцовых.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Инициатором создания Музея хрусталя как филиала в составе Владимиро-Суздальского музея-заповедника стала Алиса Аксенова, тогда возглавлявшая институцию. В Суздале нашелся намотанный на вал «Страшный суд» Васнецова — гигантское (7 на 7 м) многофигурное полотно, занимавшее западную стену собора (еще три работы художника из этого цикла хранятся в петербургском Музее истории религии). Реставрация полотна и здания заняла десять лет. Благо, советское приспособление собора к светским нуждам заключалось в том, что его разделили на два этажа и внутри полностью обшили досками, так что когда их сняли, то и колонны из черного лабрадорита, и пол из метлахской плитки, и мозаика — все было в целости.

Экспозиция Музея хрусталя имени Мальцовых. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Экспозиция Музея хрусталя имени Мальцовых.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

В 1981 году завод передал Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику коллекцию изделий, изготовленных с конца XVIII века до 1917 года, — 6,5 тыс. предметов местного производства и ряда других отечественных заводов, а также собрание зарубежного стекла. В мае 1983-го музей открылся. С тех пор его коллекция постоянно пополняется работами мастеров Гусевского хрустального завода, самый знаменитый среди которых, вероятно, Владимир Касаткин. В витринах в интерьере собора — почти вся трехвековая история производства стекла и хрусталя в России.

Расставшись с исторической коллекцией, Гусевской хрустальный завод продолжил собирать коллекцию образцов своих лучших работ, которых уже снова много сотен. Их можно увидеть во время экскурсии на предприятие. Многие произведения из этого собрания сейчас представлены на выставке «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла» в столичном музее-заповеднике «Царицыно».

Экспозиция Музея хрусталя имени Мальцовых. Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Экспозиция Музея хрусталя имени Мальцовых.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

В самых ближайших планах — объединение экскурсии по заводу и музею, что точно сделает посещение Гусь-Хрустального незабываемым опытом. В 2024 году центр притяжения для туристов во Владимирской области переместится в Суздаль, который будет отмечать 1000-летие, а здание гусевского музея закроется на ремонт-реставрацию (в целом он достаточно благополучен). «Мы многого ждем от празднования 1000-летия Суздаля, — ответила на вопрос о ближайшем будущем Гусь-Хрустального Екатерина Проничева, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — Но гораздо больше мы ждем от открытия трассы M12 „Восток“, которая соединит Москву и Екатеринбург через Владимир, Муром и Казань. Транспортная доступность, я думаю, заставит многих заинтересоваться этим местом. Ничего удивительнее я не видела». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+