18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фонд Louis Vuitton показывает в Париже совместные работы Баскиа и Уорхола

Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже. Фото: Fondation Louis Vuitton
Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже.
Фото: Fondation Louis Vuitton
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Всего на выставке представлено более 80 картин, подписанных обоими художниками. По утверждению кураторов, среди экспонатов есть «абсолютные шедевры», прежде не участвовавшие в совместных выставках Жан-Мишеля Баскиа и Энди Уорхола

Можно ли добавить что-то новое к уже сказанному о сотрудничестве Энди Уорхола и Жан-Мишеля Баскиа? Дитер Буххарт, сокуратор выставки «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в парижском Фонде Louis Vuitton, отвечает на этот вопрос утвердительно. По его словам, экспозиция демонстрирует, что художники начали работать вместе раньше, чем считалось до сих пор.

Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже. Фото: Fondation Louis Vuitton
Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже.
Фото: Fondation Louis Vuitton

Хотя первая мимолетная встреча Баскиа и Уорхола состоялась, вероятно, еще в 1979 году, официально их познакомил в ­1982-м дилер Бруно Бишофбергер, представлявший интересы обоих художников. В период с 1984 по 1986 год Баскиа и Уорхол создали в соавторстве, по-видимому, около 160 работ. В парижскую экспозицию вошло более 80 картин, подписанных обоими художниками.

Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже. Фото: Fondation Louis Vuitton
Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже.
Фото: Fondation Louis Vuitton

Осенью 1983-го Бишофбергер предложил Баскиа, Уорхолу и итальянскому художнику Франческо Клементе сделать совместный проект. В рамках этого сотрудничества Уорхол дал Баскиа свои шелкографии, чтобы тот дополнил их. Так появились работы, включающие изображения яиц, крабов, лобстеров и знаки доллара.

Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже. Фото: Fondation Louis Vuitton
Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже.
Фото: Fondation Louis Vuitton

Эти произведения имели неточную датировку «1984–1985». «Они созданы либо в конце 1983-го, либо в начале 1984 года и, строго говоря, представляют собой модификации, а не коллаборации, поскольку Баскиа перерабатывал уже существующие произведения, пусть даже и с подачи Уорхола», — разъясняет Буххарт.

Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже. Фото: Fondation Louis Vuitton
Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже.
Фото: Fondation Louis Vuitton

Также, продолжает куратор, среди экспонатов есть «абсолютные шедевры», такие как «Кот Феликс» (1984–1985) и «Десять боксерских груш» («Тайная вечеря») (1985–1986), прежде не участвовавшие в совместных выставках художников. На каждой груше Уорхол нарисовал по портрету Христа с репродукции «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, а Баскиа добавил многократно повторенное слово judge («судия») и свою фирменную корону. «Сегодня искусствоведы, как правило, связывают это произведение с настроениями, царившими в художественном сообществе и вне его после убийства граффити-художника Майкла Стюарта, с которым Баскиа был очень близок», — пишет в каталоге сокуратор выставки Сюзанн Паже. (Афроамериканец Стюарт умер в результате побоев, после того как полиция арестовала его за использование баллончика с краской в нью-йоркском метро.)

Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже. Фото: Fondation Louis Vuitton
Выставка «Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки» в фонде Louis Vuitton в Париже.
Фото: Fondation Louis Vuitton

Интересно отметить, как в работе China Paramount (1984) проявилась разница во взглядах двух художников. Уорхол изобразил на холсте профили президента США Рональда Рейгана, который проводил политику свободной рыночной экономики. «Баскиа противопоставляет головам Рейгана черные лица, обличающие утопичность прогресса и экономического роста, которые обошли стороной афроамериканское население страны в 1980-е годы», — отмечает Буххарт.  

Фонд Louis Vuitton
«Баскиа х Уорхол. Живопись в четыре руки»
До 28 августа

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+