18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тонкая красивая линия: музеи как издатели на фестивале «Красная площадь»

2–6 июня в Москве пройдет книжный фестиваль «Красная площадь». Фото: Фото: Книжный фестиваль «Красная площадь»
2–6 июня в Москве пройдет книжный фестиваль «Красная площадь».
Фото: Фото: Книжный фестиваль «Красная площадь»

В самом начале лета, 2–6 июня, в Москве в девятый раз пройдет книжный фестиваль «Красная площадь». Традиционный и важный его сегмент — программа под названием «Музейная линия», посвященная издательской деятельности культурных институций

Адрес фестиваля указывать нет необходимости: он в названии — хотя, помимо шатров, раскинутых прямо на брусчатке под открытым небом, это событие охватывает еще и пространства в здании ГУМа по соседству. Как и прежде, устроителями «Красной площади» выступают Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Российский книжный союз — при поддержке федеральных министерств культуры и просвещения, а также правительства Москвы.

Не претендуя на международный статус, фестиваль созвал под свои знамена издателей сугубо отечественных — и еще из Республики Беларусь. В итоге набралось около 400 участников книжного рынка из 56 регионов союзного государства. Организаторы сообщают, что публике будет предложено 100 тыс. наименований книг и прочих изданий, главным образом совсем новых.

Среди этого изобилия наверняка найдутся книги, которые заинтересуют ценителей искусства. А в наиболее концентрированном виде эта тема представлена на площадке «Музейная линия», которая будет развернута в ГУМе — тоже традиционно, уже в шестой раз. Плоды своих трудов представляют здесь не издательства в привычном понимании слова, а музеи и другие культурные институции. Поскольку они не совсем рыночные игроки, их полиграфическую продукцию не так часто увидишь на массовых книжных прилавках. Между тем она заслуживает внимания, причем не только профессионально-искусствоведческого, как может казаться со стороны. Книги эти чаще всего адресованы широкой аудитории.

Публике будет предложено 100 тыс. наименований книг и прочих изданий, главным образом совсем новых. Фото: Книжный фестиваль «Красная площадь»
Публике будет предложено 100 тыс. наименований книг и прочих изданий, главным образом совсем новых.
Фото: Книжный фестиваль «Красная площадь»

Тон на площадке задают столичные музеи, в том числе главные: Третьяковка, ГМИИ имени Пушкина, Музеи Московского Кремля, Исторический, Бахрушинский. Что не умаляет значимости издательских проектов, инициированных музеями-заповедниками «Царицыно» и «Архангельское», Музеем AZ, Музеем русского импрессионизма и Музеем транспорта Москвы. Из петербургских грандов присутствует «Петергоф», а Эрмитаж препоручил свою фестивальную миссию «Эрмитажному магазину». Представительствовать от имени всех регионов сразу выпало Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, от лица частных фондов поддержки искусства — московскому фонду In artibus.

Перечень участников программы определяет спектр их изданий, так что посетителю «Музейной линии» не так уж сложно составить для себя маршрут согласно собственным приоритетам. Отметим лишь ряд новинок, которые самим этим институциям представляются важными и наиболее актуальными. Прежде всего это каталоги выставок — недавних, еще идущих или даже только запланированных. Например, Музей русского импрессионизма, помимо каталога весенней экспозиции «Отличники. Пенсионерские поездки русских художников. 1840–1910-е», предъявит издание и к выставке «Выбор Добычиной», которая откроется уже после окончания книжного фестиваля, 8 июня.

Научный каталог выставки «Небесное воинство. Образ и почитание». Фото: Музеи Московского Кремля
Научный каталог выставки «Небесное воинство. Образ и почитание».
Фото: Музеи Московского Кремля

Музеи Московского Кремля презентуют научный каталог выставки «Небесное воинство. Образ и почитание» (до 20 августа). Речь тут о прославлении архангела Михаила, воинов-мучеников и благоверных князей в русском искусстве нескольких столетий. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина знакомит с изданием, сопровождающим выставочный проект «После импрессионизма» (до 20 августа), который посвящен диалогу русского искусства с западным модернизмом. Государственный музей-заповедник «Царицыно» представит каталог уже завершившейся выставки «Путь Патимат» — несколько неожиданный для царицынского контекста визуальный и исследовательский сюжет про современный Дагестан. А фонд In artibus предложит вниманию посетителей фестиваля альбом «Татьяна Маврина. От моря до моря» — каталог выставки произведений, позаимствованных из частных коллекций. Даже знатоки откроют здесь для себя немало работ этой художницы, которых никогда прежде не видели. А выставку еще можно успеть посмотреть до 4 июня.

«Татьяна Маврина. От моря до моря» — каталог выставки произведений, позаимствованных из частных коллекций. Фото: Фонд In artibus
«Татьяна Маврина. От моря до моря» — каталог выставки произведений, позаимствованных из частных коллекций.
Фото: Фонд In artibus

Среди других издательских проектов «Музейной линии» — книга «Аполлон, Фараон и другие… Учебный художественный музей имени И.В.Цветаева», снабженная подзаголовком «Больше, чем путеводитель» (издание Пушкинского музея); иллюстрированное архивно-историческое издание «Москва-река пассажирская» (Музей транспорта Москвы); документально-биографический труд «Николай II. Отвечаю за всё», представленный Государственным историческим музеем. Упомянем также небольших размеров том, который, хоть и выпущен не музеем, а издательством АСТ, презентован будет именно в рамках «Музейной линии». Книга с заголовком «Шедевры Третьяковки. Личный взгляд» принадлежит перу Зельфиры Трегуловой, экс-директора ГТГ. Что за шедевры — примерно понятно, а вот личный взгляд на них в этом случае особенно любопытен.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+