18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Через рецессию к революции: удастся ли повторить?

Лондонский зал Sotheby’s, 1986 год.  До конца десятилетия рынку предстояло испытать резкий рост цен на произведения искусства. Фото: Marc DEVILLE/Gamma-Rapho/Getty Images
Лондонский зал Sotheby’s, 1986 год. До конца десятилетия рынку предстояло испытать резкий рост цен на произведения искусства.
Фото: Marc DEVILLE/Gamma-Rapho/Getty Images
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

В 1970–1980-х годах экономический спад стимулировал арт-рынок и вызвал рост цен. Повторится ли тот же эффект теперь? Покупатели искусства пока выглядят скорее напуганными, чем воодушевленными

Согласно прогнозам, осенью этого года в Великобритании и США ожидается снижение инфляции. Но если ее последствия для рядового потребителя очевидны, то для арт-рынка — не совсем. Эйфория, которую аукционисты и дилеры испытали на фоне рекордной распродажи коллекции Пола Аллена в ноябре прошлого года, сменяется тревожным предчувствием надвигающегося спада. Предсказывать будущее мы не беремся, однако стоит обратить внимание на прошлое — когда рынок искусства начал обретать очертания, в которых он существует сегодня.

В 1974 году инфляция в США достигла уровня 11,05%, затем немного снизилась, чтобы вновь вырасти в 1979-м до 11,25%. Наконец в 1980-м она достигла максимума в 13,55%. Но сектор искусства обычно запаздывает, и арт-рынок отреагировал на эти скачки не сразу. Согласно индексу Мея — Мозеса, цены на искусство оставались сравнительно стабильными с середины 1950-х до середины 1970-х. Затем начался рост, сперва постепенный, а где-то с 1987-го по 1989-й — резкий. Возьмем для примера акварели Эгона Шиле. В 1972 году одна его превосходная акварель ушла за $26 тыс. Шесть лет спустя работа такого же уровня была продана уже за $120 тыс. К 1989 году максимальная цена перевалила за $400 тыс.

Инфляция 1970-х стимулировала арт-рынок, создавая иллюзию больших прибылей, чем было в реальности. Произведения искусства начали рассматривать (заслуженно или нет) в качестве надежного и прибыльного актива. Неслучайно максимально высокие цены на искусство в 1980-х были зафиксированы после падения фондовой биржи в 1987 году. К этому времени на аукционы, которые в целом были территорией дилеров, пришли розничные клиенты. Аукционные результаты начали воспринимать как еще один индикатор состояния рынка наподобие фондовых индексов. Christie’s и Sotheby’s создали глобальный арт-рынок «голубых фишек», используя свой финансовый потенциал. Галеристы, которые раньше обслуживали в основном местных клиентов, ответили на это развитием сети международных художественных ярмарок.

В 1980-х произошла фундаментальная перестройка экономик США и Великобритании вследствие нео-либеральной политики Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер: налоговые послабления плюс дерегулирование экономики и снижение госфинансирования программ социального обеспечения. Инфляцию обуздали с помощью временного повышения процентных ставок, после чего она держалась на уровне от 2 до 3% в год. Цены на большинство потребительских товаров оставались стабильными или даже условно снизились за счет импорта из стран с более дешевой рабочей силой. Однако на фоне накопления все больших богатств высшими слоями общества другие активы резко подорожали: акции, предметы роскоши, яхты, элитная недвижимость и, конечно, искусство. На разросшемся рынке искусства появилось множество новых рабочих мест для обслуживающего эту индустрию персонала: арт-консультанты, кураторы, дилеры, галерейные ассистенты, логисты, багетчики, реставраторы, хендлеры, упаковщики, перевозчики, сотрудники хранилищ, страховые агенты, таможенные брокеры и так далее. Совокупное влияние системной инфляции и инфляции цен на активы поддерживало арт-рынок на протяжении более 40 лет.

Если нынешняя инфляционная спираль продолжит раскручиваться (а согласно новейшим прогнозам, не факт, что это произойдет), цены на искусство могут в конечном итоге закрепиться на высоком уровне, как произошло в 1980-е. Однако пока что многие коллекционеры, напуганные экономической и политической неопределенностью, либо покупают менее дорогие произведения, либо не покупают вовсе. Чем дольше продержится эта тенденция, тем выше вероятность, что она обвалит хрупкую конструкцию арт-рынка, которая имеет центр тяжести в верхней части и поддерживается за счет тончайшей прослойки сверхбогатых коллекционеров и обслуживающих ее аукционных домов и мегадилеров. Параллельно мы все чаще видим стремление разных игроков преодолеть сложившуюся связку принципа «голубых фишек» и социально-экономического неравенства, чтобы создать более инклюзивный культурный нарратив. Результатом может стать полный пересмотр относительных ценностей в сфере искусства. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+