18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена

Иконография этой статуи не давала покоя поколениям египтологов. Фото: National Museums Scotland
Иконография этой статуи не давала покоя поколениям египтологов.
Фото: National Museums Scotland
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны

В собрании Национальных музеев Шотландии (NMS) в Эдинбурге уже более 150 лет хранится необычная древнеегипетская статуэтка, изображающая коленопреклоненного человека. Его лицо было утрачено в неустановленный момент 3000-летней истории скульптуры. На коленях у мужчины лежит пухлая детская фигурка, которую он придерживает вытянутыми руками. Нет никаких сомнений в том, что этот ребенок — фараон.

Над скульптурой ломали голову поколения египтологов, ведь, согласно строгим правилам, регулировавшим все аспекты жизни в Древнем Египте, обычный человек ни при каких обстоятельствах не мог дотронуться до правителя страны. На протяжении столетий создание подобной композиции считалось бы ересью.

«Как только я увидела ее, я подумала: „Эта статуэтка не должна была существовать“, — рассказывает Маргарет Мейтленд, главный куратор отдела Древнего Средиземноморья в Национальных музеях Шотландии. — Она поразила меня».

В конце концов Мейтленд удалось раскрыть тайну древней статуи. Она не только установила личность человека без лица, но и выделила, в том числе в коллекциях ведущих мировых музеев, целую группу скульптур, которые прежде не связывали друг с другом. Исследовательница обнаружила, что все они происходят из одного и того же места в Египте — ныне заброшенной деревни Дейр-эль-Медина, где некогда жили ремесленники, которые проектировали, строили и украшали гробницы фараонов.

Свои выводы Мейтленд представила на международной конференции в Дейр-эль-Медине и в туринском Египетском музее. До того кураторы NMS придерживались мнения, что статуя изображает наставника с ребенком из царской семьи.

«Мы явно видим фараона в короне, но обычного человека ни за что не поместили бы рядом с правителем на трехмерном изображении, — объясняет Мейтленд. — Запрет на подобное соседство действовал даже для двухмерных росписей гробниц».

Древнеегипетская статуэтка из собрания Национальных музеев Шотландии (NMS). Фото: National Museums Scotland
Древнеегипетская статуэтка из собрания Национальных музеев Шотландии (NMS).
Фото: National Museums Scotland

Загадочная статуэтка вошла в собрание эдинбургского музея в 1985 году, а происходила она из частной коллекции выдающегося, но почти забытого архео­лога Александра Генри Райнда, умершего от туберкулеза в 1863 году в возрасте всего 29 лет. Изучив его записи, Маргарет Мейтленд выяснила, что молодой архео­лог обнаружил эту статую как раз на территории Дейр-эль-Медины.

Погрузившись в жизнь этой деревни, она постепенно осознала, что фигурка на коленях мужчины вовсе не сам фараон, а его статуя. Более крупная фигура коленопреклоненного человека с протянутыми руками напоминает другие древнеегипетские изображения людей с подношениями. Исследовательница взялась изучать остальные скульптуры из Дейр-эль-Медины и выделила целую иконографическую группу, в которую в числе прочего входят замечательный резной экземпляр из коллекции нью-йоркского Метрополитен-музея и ряд объектов из Национального музея Египта.

Мейтленд пришла к выводу, что привилегированные мастера Дейр-эль-Медины имели право создавать подобные подношения для собственного храма, посвященного богине Хатхор, в которых они изображали самих себя. Об этом, конечно, не могло не быть известно при царском дворе. Ученый считает, что подобные изображения были выгодны обеим сторонам и служили укреплению как авторитета правителей, так и лояльности деревенских чиновников.

Так кем же был человек без лица, держащий статую фараона-ребенка? Голова жертвователя увенчана венком из цветов. Этот элемент часто встречается на изображениях женщин и очень редко — мужчин, за исключением, как обнаружила Мейтленд, периода правления Рамсесов. Царствование Рамсеса II, известного как Рамсес Великий, длилось с 1279 по 1213 год до н.э. и было вторым по продолжительности среди всех правителей Древнего Египта. Он возвел больше храмов и статуй, прославляющих его, чем любой другой фараон. Самым высокопоставленным человеком в Дейр-эль-Медине был визирь, напрямую связанный с двором Рамсесов, однако одежды изображенного не похожи на те, что обычно носили столь влиятельные чиновники. Следующим в иерархии был старший писец, отвечавший за важнейшие надписи на гробницах. Мейтленд полагает, что именно по его заказу и была создана статуэтка. Если ее догадка верна и статуэтка относится ко времени правления фараона Рамсеса II, то нам известно имя его старшего писца — Рамос, чья гробница сохранилась до наших дней. Это значит, что Рамос все же обрел бессмертие — в зале эдинбургского музея.

Египтологи известны своей любовью к спорам, а опровержение новых теорий — их любимый вид спорта. Но пока выводы Мейтленд не встретили возражений.

«Предстоит еще много работы, — говорит она. — Меня не оставляет мысль о том, что утраченная надпись — а может быть, даже утраченное лицо — может лежать где-то в песках в ожидании археологов, чтобы доказать или разгромить мою теорию».

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+