18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Архив, отсутствие, жуткое: в «ГЭС-2» исследуют разные аспекты и формы искусства

Выставка «Краткая история отсутствия». Дом культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Краткая история отсутствия». Дом культуры «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

В «ГЭС-2» работают три новые выставки. Одна посвящена методам архивирования и хранения искусства, вторая — феномену жуткого, третья — произведениям, лишенным привычных атрибутов: названия, автора, зрителя. Они разные, но имеют и точки соприкосновения

Большой трехчастный проект «Настройки», прошедший в Доме культуры «ГЭС-2», позволил зрителям откалибровать одновременное восприятие звука и пространства. По завершении «Настроек» на бывшей электростанции наладили более диверсифицированное производство: уже сейчас на нижнем этаже проходят три выставки, разные по формату и содержанию.

Первая из них — «Облачное хранение» под кураторством Анны Ильченко и Андрея Паршикова. Экспозиция объединяет две группы художников разных поколений и два типа архивирования искусства: традиционный и цифровой. Поначалу зритель попадает в пространство, напоминающее музейный запасник: здесь на специальных сетчатых перегородках демонстрируются полуконцептуальные-полусюрреалистические произведения арт-группы «Облачная комиссия», созданные с момента ее образования Аркадием Насоновым в 1992 году. То, сколько пространства отведено под работы всего одного, но очень плодовитого коллектива, заставляет задуматься о проблеме хранения искусства в целом. Как быть художнику, который создает большие объекты, но не имеет вместительной мастерской, где можно было бы их держать? И как музеефицировать все, что достойно музеефикации, если запасники не резиновые?

Выставка «Облачное хранение». Дом культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Облачное хранение». Дом культуры «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Из внушительного, переполненного депозитария зритель попадает в практически голое, темное пространство. Здесь, расположившись на футуристической кушетке и надев очки виртуальной реальности, можно просмотреть совместную работу Полины Абиной и Алексея Себякина, демонстрирующую жизненный цикл единицы информации. Для размещения цифровых произведений не требуются ни стены, ни полки, ни витрины: достаточно электронных носителей. И конечно, облачных хранилищ, которые, несмотря на название, совсем не приспособлены для хранения всего, что создано «Облачной комиссией».

Выставка «Облачное хранение». Дом культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Облачное хранение». Дом культуры «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Поскольку цифровой архив, по сути, отсутствует в физическом пространстве, а в произведениях «Облачной комиссии» зафиксировано нечто неслучившееся (например, кадры из неснятых несуществующей киностудией фильмов), то эту выставку можно считать своеобразным прологом к следующей — «Краткой истории отсутствия». Кураторы Андрей Василенко и Карен Саркисов поделили ее на три части: в первой собраны произведения, не имеющие названия, во второй — автора, в третьей — зрителя. Как заявлено в кураторском тексте, в каждой из работ «отсутствует то, что по всем правилам как раз и позволяло бы считать их произведениями искусства». Но можно ли всерьез считать название одним из конституирующих атрибутов произведения искусства, когда искусство, как показали нам художники-концептуалисты, может существовать не то что без названий, а без произведений вообще?

Секция «Без зрителя» на этой выставке посвящена главным образом советским неофициальным художникам, которые — и то если несколько утрировать — были сами себе зрителями. В разделе «Без автора» собраны работы, созданные анонимно или, например, при помощи нейросетей и других технологий, не требующих непосредственного участия творца. Этикетки, на которых, как и положено, указаны имена художников и названия коллективов, выглядят саморазоблачающе и напоминают о том, что в совриске важнее быть автором идеи, нежели создателем объекта.

Выставка «Краткая история отсутствия». Дом культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Краткая история отсутствия». Дом культуры «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Несмотря на недостаточно убедительную концепцию, наполнение выставки превосходно. Здесь можно стать свидетелем исполнения программного сочинения Джона Кейджа «4’33”», о котором большинство из нас только читали, увидеть реконструкцию «Ноль-объекта» Тимура Новикова и Ивана Сотникова, рассмотреть со всех сторон один из главных блокбастеров нонконформизма — «Роман-холодильник» Константина Звездочетова. Вуайеристски увлекает видеоработа Славы Федорова «Частная жизнь Игоря Николаевича», где охранник в комнате наблюдения сам становится объектом подглядывания. Но главный гвоздь выставки — инсталляция-триптих Яна Гинзбурга «Портфолио», собранная из артефактов, которые остались после смерти малоизвестного советского художника Вариса Хасанова. Эти артефакты — прежде всего фотографии людей, грубо подкрашенные масляной краской, — демонстрируют альтернативную, потайную часть его творчества. Мужчина в военной форме, запечатленный на одной из фотографий, вот-вот трансформируется в «Кричащего папу» Фрэнсиса Бэкона, а другие снимки кадрированы так, что люди на них остались без голов. Почти первобытный ужас, который вызывают эти изображения, возможно, и побудил Яна Гинзбурга скомбинировать их с туземными ритуальными масками и фигурками.

Выставка «Чародеи». Дом культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Чародеи». Дом культуры «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Сам феномен жуткого рассмотрен на третьей выставке, действующей сейчас в «ГЭС-2», — «Чародеи». Эта часть экспозиции не подчинена какой-либо претенциозной концепции, а просто объединяет произведения, создающие пугающую, но не без игривости, атмосферу. Здесь языческая хтонь соседствует с советским фольклором и преподнесена в ключе современной хоррор-эстетики. Мика Плутицкая, обнаружив свое сходство на старой фотографии с «гостьей из будущего» Алисой Селезневой, создала серию акварельных портретов, где их черты — черты двойников — сливаются и растекаются. Руслана Поланина решила «одомашнить жуткое», заключив маленьких демонов и божков под колбы, совсем как мотыльков или светлячков. Михаил Максимов, в свою очередь, создал инфернальную машину-вертеп, предлагая зрителю роль кукловода и демиурга — как в компьютерной игре.

Выставка «Чародеи». Дом культуры «ГЭС-2». Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»
Выставка «Чародеи». Дом культуры «ГЭС-2».
Фото: Даниил Анненков/Дом культуры «ГЭС-2»

Двигаясь по залам от одной выставки к другой, зритель обнаружит небольшие комнаты-читальни, где можно ознакомиться с книгами по истории и теории искусства. Они должны помочь в осмыслении тех проблем, которые поднимаются кураторами. Сами же лейтмотивы, начатые в перечисленных экспозициях (трансисторичность, или сближение художников разных эпох; работа с архивами; экзистенциальная тема и так далее), будут продолжены в следующих проектах «ГЭС-2». Наряду с выставками в Доме культуры реализуется музыкальная, театральная и танцевальная программы.

Дом культуры «ГЭС-2»
«Облачное хранение». До 30 июля
«Чародеи». До 30 июля
«Краткая история отсутствия». До 3 сентября

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+