18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Москва строилась не сразу, но иногда довольно быстро

Инновационный центр «Сколково. Технопарк». Жилой квартал №10. Фото: UNK project
Инновационный центр «Сколково. Технопарк». Жилой квартал №10.
Фото: UNK project
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Риск потеряться без гаджета в собственном городе даже для коренных москвичей растет от года к году. Новый архитектурный гид по Москве рассказывает о местах и объектах, где, даже заблудившись, можно получить эстетическое удовольствие

Трудно избавиться от давнего и, наверное, всеобщего ощущения, что вот уж в чем нет и не может быть недостатка, так это в путеводителях по Москве. Однако в случае с проектом берлинского издательства DOM Publishers речь идет, во-первых, о гиде сугубо архитектурном (а их существует гораздо меньше, чем кажется), а во-вторых — о гиде новейшем, то есть охватывающем еще и множество построек XXI века. Те же, что возведены были раньше, зачастую преподнесены в неожиданных ракурсах. Хотя да, исторические памятники Кремля подаются более или менее традиционно.

Петер Кнох. «Москва. Архитектурный путеводитель» / Под ред. Ф. Мойзера и А. Мартовицкой. Берлин: DOM Publishers, 2022. 560 с., ил
Петер Кнох. «Москва. Архитектурный путеводитель» / Под ред. Ф. Мойзера и А. Мартовицкой. Берлин: DOM Publishers, 2022. 560 с., ил

В совокупности под глянцевой золотой обложкой собраны описания и визуальные образы (не только фотографии, но порой и рисунки и чертежи) 550 архитектурных объектов разного времени. Иногда к ним примыкают даже такие, которых нет и никогда не было в реальности. Например, «горизонтальные небоскребы» Эль Лисицкого, не получившие материального воплощения. Еще больше места отведено неосуществленному проекту Дворца Советов. Казалось бы, странно для путеводителя вдруг фокусироваться на архитектурных фантомах, и тем не менее логика в этом есть. Как присутствует своя логика и в том, чтобы выделить в отдельную главку достопримечательности подмосковного Королева — единственного города вне столицы, рассмотренного в путеводителе.

Эти и другие сценарные ходы придуманы автором книги Петером Кнохом, немецким архитектором и публицистом. На протяжении двух последних десятилетий он подолгу жил в России и всю Москву исходил собственными ногами. Причем для изучения нередко выбирал локации, равно далекие и от туристических троп, и от аборигенских «правильных мест». Непредвзятость и любознательность автора явно пошли изданию на пользу. Хотя взгляд стороннего наблюдателя может иной раз и сбивать с толку. Когда видишь в оглавлении раздел под названием «Новая Москва», то не сразу догадываешься: речь тут не об административно-географическом понятии, а о наборе строений, возведенных в 1992–2011 годах, иначе говоря, при Лужкове и, соответственно, до появления на карте столицы двух округов с общей аббревиатурой ТиНАО. Впрочем, этот сбой мысленной оптики легко устранить за несколько секунд, потраченных на сопоставление семантики с хронологией.

Жилой комплекс «Грюнвальд». Фото: SPEECH
Жилой комплекс «Грюнвальд».
Фото: SPEECH

А в самом конце книги возникает Москва, которая новее даже той «новой», о чем уже безо всякой игры слов извещает название раздела «Архитектура после 2012 года». И выясняется, что знаковые объекты вроде парка «Зарядье», Музея современного искусства «Гараж» или бизнес-центра по проекту Захи Хадид — это лишь вершина айсберга. Счет идет на десятки объектов, многие из которых при ближайшем рассмотрении оказываются действительно интересными. Косвенным образом, кстати, эта новейшая архитектурная история сказывается и на представлении памятников прошлого. Вот дом Наркомфина, понятное дело, фигурирует там, где ему и положено, — на страницах, посвященных авангарду, но его прежний облик сравнивается с видом 2020 года, обретенным после реставрации.

Музей современного искусства «Гараж». Фото: Алексей Народницкий
Музей современного искусства «Гараж».
Фото: Алексей Народницкий

«Путеводитель по Москве сегодня становится практически новостным изданием, которое должно регулярно обновляться», — сказал на презентации книги Сергей Кузнецов, главный архитектор города. Издательство DOM Publishers к очередным обновлениям вроде бы готово, но пока сосредоточено на продвижении именно этого проекта, который заявлен как интернациональный. Русскоязычная версия путеводителя — это перевод с немецкого, но не всегда буквальный: редакторами Анной Мартовицкой и Филиппом Мойзером в него внесены изменения и добавления. Исходный вариант вышел еще в 2019 году, так что требовалась некоторая актуализация, причем в части не только новостроек, но и недавних утрат.

Книга существует только на бумаге, однако мощный справочный аппарат позволяет находить и узнавать все нужное без помощи курсора. К тому же упоминания объектов сопровождены QR-кодами, которые при считывании смартфоном указывают местоположение на карте.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+