18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Миллиард собрали по каплям

Рене Магритт. «Империя светил». 1951. Фото:  Sotheby’s
Рене Магритт. «Империя светил». 1951.
Фото: Sotheby’s

Аукционы Sotheby’s в Нью-Йорке прошли успешно, но не сногсшибательно. На торгах дома лидировали работы Густава Климта и Рене Магритта, а Кодекс Сассуна все же стал самым дорогим манускриптом в истории

Полотна Густава Климта и Рене Магритта возглавили аукционы искусства ХХ века и современного искусства Sotheby’s. Вечерние торги и распродажа коллекции гиганта сферы развлечений, звукорежиссера и главы Warner Bros. Records Мо Остина, скончавшегося год назад, принесли вместе $427 млн (все итоги приводятся с процентами аукционного дома), что несколько ниже предварительной оценки. Из 63 лотов, выставленных на два аукциона Sotheby’s, 9 лотов не смогли найти покупателей, 6 лотов из раздела «Современное искусство» были сняты до начала торгов по неизвестным причинам.

Безусловным звездным лотом среди произведений из поместья Остина была картина Рене Магритта «Империя светил» (1951). Он приобрел картину у коллеги-магната Дэвида Геффена в 1979 году по неизвестной цене, но в то время работы художника на аукционах не уходили дороже $250 тыс. Теперь полотно продано анонимному участнику торгов по телефону за $42,2 млн (при предварительной оценке $35–55 млн). Тот же участник купил «Вид на луну» Жан-Мишеля Баскиа за $10,7 млн. Проданы и абстракция Сая Твомбли, и «Пейзаж» Пабло Пикассо, и экспрессионистическая композиция Джоан Митчелл — не выше эстимейта, а кое-что даже ниже. Потребовалось около часа, чтобы распродать лоты из коллекции Остина, — так медленно «выдавливались» ставки из телефонных участников.

Вильгельм Хаммерсхёй. «Музыкальная комната на Страннгаде, 30». 1907. Фото:  Sotheby’s
Вильгельм Хаммерсхёй. «Музыкальная комната на Страннгаде, 30». 1907.
Фото: Sotheby’s

Последовавший затем более крупный и более разнообразный по составу аукцион искусства ХХ века и современного искусства начался бодро. Интерьер в стиле вермееровского, но с будто выкачанным из него воздухом — «Музыкальная комната на Страннгаде, 30» (1907) кисти датского символиста Вильгельма Хаммерсхёя — был продан за рекордные $9,1 млн, что более чем вдвое превышает предварительную оценку. Работа Густава Климта «Остров на Аттерзее» (1901–1902), где практически всю поверхность квадратного полотна занимает бликующая вода озера, была главным лотом. Она ушла японскому участнику торгов по телефону за $53,1 млн.

Густав Климт. «Остров на Аттерзее». 1901–1902. Фото:  Sotheby’s
Густав Климт. «Остров на Аттерзее». 1901–1902.
Фото: Sotheby’s

«Натюрморт с мандолиной» Поля Гогена попал на торги от наследников легендарного французского дилера Амбруаза Воллара, часть работ из коллекции которого им удалось получить в ходе реституции прямиком из Музея Орсе. Натюрморт продан за $10,4 млн неназванному участнику телефонных торгов из Азии.

Среди немногочисленной скульптуры на торгах — изысканная бронзовая фигура Femme Leoni Альберто Джакометти прижизненной отливки, датируемая 1960 годом, ушла за 28,4 млн. Массивное трио гранитных идолов Исаму Ногучи «Семья» (1956–1957) вызвало ажиотаж на торгах и в конечном итоге продано за рекордные для скульптора-модерниста $12,2 млн (прежний рекорд был $4,9 млн). Общее настроение вечера тем не менее его участники характеризовали как «без особого энтузиазма».

Исаму Ногучи. «Семья». 1956–1957. Фото:  Sotheby’s
Исаму Ногучи. «Семья». 1956–1957.
Фото: Sotheby’s

Ветхозаветному Кодексу Сассуна были посвящены отдельные торги с единственным лотом. Рукопись, получившая название Библии Сассуна по имени одного из владельцев — Дэвида Соломона Сассуна (1880–1942), страстного коллекционера иудаистских и древнееврейских рукописей, датируется концом IX — началом X века, то есть является связующим звеном между последними свитками Мертвого моря (эти самые важные сохранившиеся древние иудейские рукописи датируют I веком) и средневековыми текстами.

Кодекс Сассуна. Около 900. Фото:  Sotheby’s
Кодекс Сассуна. Около 900.
Фото: Sotheby’s

Предварительная оценка кодекса колебалась между $30 млн и $50 млн, цена продажи составила $38,1 млн. Таким образом был побит державшийся 30 лет рекорд на рукопись, поставленный в 1994 году Биллом Гейтсом, купившим на Christie’s Лестерский кодекс Леонардо за $30,8 млн. Кодекс Сассуна был приобретен американским дипломатом Альфредом Х. Мозесом от имени нью-йоркской организации «Американских друзей ANU», поддерживающих Музей еврейского народа (ANU) в Тель-Авиве. Рукопись в конечном итоге войдет в постоянную коллекцию музея.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+