18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Миллиард собрали по каплям

Рене Магритт. «Империя светил». 1951. Фото:  Sotheby’s
Рене Магритт. «Империя светил». 1951.
Фото: Sotheby’s

Аукционы Sotheby’s в Нью-Йорке прошли успешно, но не сногсшибательно. На торгах дома лидировали работы Густава Климта и Рене Магритта, а Кодекс Сассуна все же стал самым дорогим манускриптом в истории

Полотна Густава Климта и Рене Магритта возглавили аукционы искусства ХХ века и современного искусства Sotheby’s. Вечерние торги и распродажа коллекции гиганта сферы развлечений, звукорежиссера и главы Warner Bros. Records Мо Остина, скончавшегося год назад, принесли вместе $427 млн (все итоги приводятся с процентами аукционного дома), что несколько ниже предварительной оценки. Из 63 лотов, выставленных на два аукциона Sotheby’s, 9 лотов не смогли найти покупателей, 6 лотов из раздела «Современное искусство» были сняты до начала торгов по неизвестным причинам.

Безусловным звездным лотом среди произведений из поместья Остина была картина Рене Магритта «Империя светил» (1951). Он приобрел картину у коллеги-магната Дэвида Геффена в 1979 году по неизвестной цене, но в то время работы художника на аукционах не уходили дороже $250 тыс. Теперь полотно продано анонимному участнику торгов по телефону за $42,2 млн (при предварительной оценке $35–55 млн). Тот же участник купил «Вид на луну» Жан-Мишеля Баскиа за $10,7 млн. Проданы и абстракция Сая Твомбли, и «Пейзаж» Пабло Пикассо, и экспрессионистическая композиция Джоан Митчелл — не выше эстимейта, а кое-что даже ниже. Потребовалось около часа, чтобы распродать лоты из коллекции Остина, — так медленно «выдавливались» ставки из телефонных участников.

Вильгельм Хаммерсхёй. «Музыкальная комната на Страннгаде, 30». 1907. Фото:  Sotheby’s
Вильгельм Хаммерсхёй. «Музыкальная комната на Страннгаде, 30». 1907.
Фото: Sotheby’s

Последовавший затем более крупный и более разнообразный по составу аукцион искусства ХХ века и современного искусства начался бодро. Интерьер в стиле вермееровского, но с будто выкачанным из него воздухом — «Музыкальная комната на Страннгаде, 30» (1907) кисти датского символиста Вильгельма Хаммерсхёя — был продан за рекордные $9,1 млн, что более чем вдвое превышает предварительную оценку. Работа Густава Климта «Остров на Аттерзее» (1901–1902), где практически всю поверхность квадратного полотна занимает бликующая вода озера, была главным лотом. Она ушла японскому участнику торгов по телефону за $53,1 млн.

Густав Климт. «Остров на Аттерзее». 1901–1902. Фото:  Sotheby’s
Густав Климт. «Остров на Аттерзее». 1901–1902.
Фото: Sotheby’s

«Натюрморт с мандолиной» Поля Гогена попал на торги от наследников легендарного французского дилера Амбруаза Воллара, часть работ из коллекции которого им удалось получить в ходе реституции прямиком из Музея Орсе. Натюрморт продан за $10,4 млн неназванному участнику телефонных торгов из Азии.

Среди немногочисленной скульптуры на торгах — изысканная бронзовая фигура Femme Leoni Альберто Джакометти прижизненной отливки, датируемая 1960 годом, ушла за 28,4 млн. Массивное трио гранитных идолов Исаму Ногучи «Семья» (1956–1957) вызвало ажиотаж на торгах и в конечном итоге продано за рекордные для скульптора-модерниста $12,2 млн (прежний рекорд был $4,9 млн). Общее настроение вечера тем не менее его участники характеризовали как «без особого энтузиазма».

Исаму Ногучи. «Семья». 1956–1957. Фото:  Sotheby’s
Исаму Ногучи. «Семья». 1956–1957.
Фото: Sotheby’s

Ветхозаветному Кодексу Сассуна были посвящены отдельные торги с единственным лотом. Рукопись, получившая название Библии Сассуна по имени одного из владельцев — Дэвида Соломона Сассуна (1880–1942), страстного коллекционера иудаистских и древнееврейских рукописей, датируется концом IX — началом X века, то есть является связующим звеном между последними свитками Мертвого моря (эти самые важные сохранившиеся древние иудейские рукописи датируют I веком) и средневековыми текстами.

Кодекс Сассуна. Около 900. Фото:  Sotheby’s
Кодекс Сассуна. Около 900.
Фото: Sotheby’s

Предварительная оценка кодекса колебалась между $30 млн и $50 млн, цена продажи составила $38,1 млн. Таким образом был побит державшийся 30 лет рекорд на рукопись, поставленный в 1994 году Биллом Гейтсом, купившим на Christie’s Лестерский кодекс Леонардо за $30,8 млн. Кодекс Сассуна был приобретен американским дипломатом Альфредом Х. Мозесом от имени нью-йоркской организации «Американских друзей ANU», поддерживающих Музей еврейского народа (ANU) в Тель-Авиве. Рукопись в конечном итоге войдет в постоянную коллекцию музея.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+