18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От идиллии до пожара: весь спектр искусства ХХ века на аукционах Christie’s

Анри Руссо. «Фламинго». 1910. Фото: Christie’s
Анри Руссо. «Фламинго». 1910.
Фото: Christie’s

На аукционах в Нью-Йорке в очередной раз подтверждается мысль, что никакие кризисы не могут заставить искусство подешеветь. На Christie’s поставлены новые рекорды — и на классиков ХХ века, и на работы современных художниц

Майские аукционы импрессионизма, модернизма и современного искусства остаются для арт-рынка пиковой точкой года. В нынешнем сезоне на весенние торги Christie’s, Sotheby’s и Phillips в Нью-Йорке предполагается выставить искусства, по предварительным оценкам, на более чем $2,2 млрд. Громадность суммы, в которую оценено предлагаемое искусство, заставила некоторых аналитиков опасаться, что рынок «остынет»: общая нестабильность в мире может удержать как от покупок современных произведений, цена на которые еще не устоялась, так и от многомиллионных инвестиций в признанные шедевры. Тем более что в эстимейтах сумм свыше $50 млн обозначено не было. К тому же опытные дилеры говорят, что такие факторы, как банкротство банков, неопределенные политические перспективы и рост процентных ставок, в целом не мешают богатым коллекционерам покупать произведения искусства, но все же заставляют их быть сдержаннее.

Эд Руша. «Горящая заправка». 1966-1969. Фото: Christie’s
Эд Руша. «Горящая заправка». 1966-1969.
Фото: Christie’s

Первые несколько дней торгов прошли, и аукционный дом Christie’s доволен результатами. В четверг 11 мая были вчистую, все до единого, распроданы лоты из собрания миллиардера Сэмюэля Ньюхауса, совладельца издательского дома Condé Nast, скончавшегося в 2017 году; в целом они принесли $178 млн. Последовавший аукцион искусства ХХ века дал в общей сложности $329 млн, в том числе от продажи произведений Пабло Пикассо, Джорджии O’Кифф и рекордного полотна Таможенника Руссо (большой идиллический пейзаж с лотосами и фламинго, написанный в 1910 году, ушел за $43,5 млн; все суммы приведены с учетом процентов аукционного дома). Интересно, что широкие хронологические рамки торгов — весь ХХ век — привели к тому, что рядом с протоавангардным Руссо продавалась «Горящая заправка» Эда Руша 1966–1969 годов, воплощение американского поп-арта (ушла за $22 млн).

В понедельник 15 мая Christie’s продолжил торги и получил $98,8 млн на аукционе искусства XXI века, который возглавляла внушительная по размеру картина Жан-Мишеля Баскиа El Gran Espectaculo («Нил») 1983 года. За нее упорно торговались, в том числе Ларри Гагосян, владелец, вероятно, самой большой в мире галерейной империи. После пяти минут торгов Гагосян отступил, и картина была продана участнику аукциона по телефону намного дороже, чем предполагалось, — за $67,1 млн.

Жан-Мишель Баския. «El Gran Espectaculo (Нил)». 1983. Фото: Christie’s
Жан-Мишель Баския. «El Gran Espectaculo (Нил)». 1983.
Фото: Christie’s

«Christie’s уделяет особое внимание фокусу на художников-женщин и развитию их рынков. Половина лотов на аукционе XXI века 15 мая создана художницами», — отметила глава торгов Эмили Каплан. В результате из семи рекордов стоимости, установленных на аукционе, пять принадлежат работам женщин. Массивное, наполненное живописной плотью полотно Сесили Браун «Без названия» («Прекрасные и проклятые») (2013) было продано за $6,7 млн. «Тыква» (1993) Яёи Кусамы ушла за $4,9 млн — профессионалы на арт-рынке отмечают, что сегодняшние условия как никогда благоприятны для произведений этой художницы. Новым рекордом для Дианы Арбус стала продажа за $1 млн набора из десяти ее самых знаменитых фотографий. А скульптура Симоны Ли, обладательницы «Золотого льва» Венецианской биеннале 2022 года, где она оформляла павильон США, ушла за $2,7 млн — прежде на ее работы, посвященные африканским традициям и гендерному равенству, таких цен и близко не было.

Ближайшие несколько дней внимание будет приковано к торгам Sotheby’s, среди главных лотов которых — Кодекс Сассуна, древняя еврейская Библия с предварительной оценкой в $50 млн, и «Мать всего» (1996), огромная бронзовая паучиха Луиз Буржуа, которые обещают рекорды в своих разделах. В той же группе торгов — Густав Климт и даже Питер Пауль Рубенс.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+