18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От идиллии до пожара: весь спектр искусства ХХ века на аукционах Christie’s

Анри Руссо. «Фламинго». 1910. Фото: Christie’s
Анри Руссо. «Фламинго». 1910.
Фото: Christie’s

На аукционах в Нью-Йорке в очередной раз подтверждается мысль, что никакие кризисы не могут заставить искусство подешеветь. На Christie’s поставлены новые рекорды — и на классиков ХХ века, и на работы современных художниц

Майские аукционы импрессионизма, модернизма и современного искусства остаются для арт-рынка пиковой точкой года. В нынешнем сезоне на весенние торги Christie’s, Sotheby’s и Phillips в Нью-Йорке предполагается выставить искусства, по предварительным оценкам, на более чем $2,2 млрд. Громадность суммы, в которую оценено предлагаемое искусство, заставила некоторых аналитиков опасаться, что рынок «остынет»: общая нестабильность в мире может удержать как от покупок современных произведений, цена на которые еще не устоялась, так и от многомиллионных инвестиций в признанные шедевры. Тем более что в эстимейтах сумм свыше $50 млн обозначено не было. К тому же опытные дилеры говорят, что такие факторы, как банкротство банков, неопределенные политические перспективы и рост процентных ставок, в целом не мешают богатым коллекционерам покупать произведения искусства, но все же заставляют их быть сдержаннее.

Эд Руша. «Горящая заправка». 1966-1969. Фото: Christie’s
Эд Руша. «Горящая заправка». 1966-1969.
Фото: Christie’s

Первые несколько дней торгов прошли, и аукционный дом Christie’s доволен результатами. В четверг 11 мая были вчистую, все до единого, распроданы лоты из собрания миллиардера Сэмюэля Ньюхауса, совладельца издательского дома Condé Nast, скончавшегося в 2017 году; в целом они принесли $178 млн. Последовавший аукцион искусства ХХ века дал в общей сложности $329 млн, в том числе от продажи произведений Пабло Пикассо, Джорджии O’Кифф и рекордного полотна Таможенника Руссо (большой идиллический пейзаж с лотосами и фламинго, написанный в 1910 году, ушел за $43,5 млн; все суммы приведены с учетом процентов аукционного дома). Интересно, что широкие хронологические рамки торгов — весь ХХ век — привели к тому, что рядом с протоавангардным Руссо продавалась «Горящая заправка» Эда Руша 1966–1969 годов, воплощение американского поп-арта (ушла за $22 млн).

В понедельник 15 мая Christie’s продолжил торги и получил $98,8 млн на аукционе искусства XXI века, который возглавляла внушительная по размеру картина Жан-Мишеля Баскиа El Gran Espectaculo («Нил») 1983 года. За нее упорно торговались, в том числе Ларри Гагосян, владелец, вероятно, самой большой в мире галерейной империи. После пяти минут торгов Гагосян отступил, и картина была продана участнику аукциона по телефону намного дороже, чем предполагалось, — за $67,1 млн.

Жан-Мишель Баския. «El Gran Espectaculo (Нил)». 1983. Фото: Christie’s
Жан-Мишель Баския. «El Gran Espectaculo (Нил)». 1983.
Фото: Christie’s

«Christie’s уделяет особое внимание фокусу на художников-женщин и развитию их рынков. Половина лотов на аукционе XXI века 15 мая создана художницами», — отметила глава торгов Эмили Каплан. В результате из семи рекордов стоимости, установленных на аукционе, пять принадлежат работам женщин. Массивное, наполненное живописной плотью полотно Сесили Браун «Без названия» («Прекрасные и проклятые») (2013) было продано за $6,7 млн. «Тыква» (1993) Яёи Кусамы ушла за $4,9 млн — профессионалы на арт-рынке отмечают, что сегодняшние условия как никогда благоприятны для произведений этой художницы. Новым рекордом для Дианы Арбус стала продажа за $1 млн набора из десяти ее самых знаменитых фотографий. А скульптура Симоны Ли, обладательницы «Золотого льва» Венецианской биеннале 2022 года, где она оформляла павильон США, ушла за $2,7 млн — прежде на ее работы, посвященные африканским традициям и гендерному равенству, таких цен и близко не было.

Ближайшие несколько дней внимание будет приковано к торгам Sotheby’s, среди главных лотов которых — Кодекс Сассуна, древняя еврейская Библия с предварительной оценкой в $50 млн, и «Мать всего» (1996), огромная бронзовая паучиха Луиз Буржуа, которые обещают рекорды в своих разделах. В той же группе торгов — Густав Климт и даже Питер Пауль Рубенс.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+