18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Живописец-путешественник Питер Дойг добрался до персональной выставки в Лондоне

Выставка  Питера Дойга в Галерее Курто. Фото: The Courtauld Gallery
Выставка Питера Дойга в Галерее Курто.
Фото: The Courtauld Gallery
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Проведя много лет в Канаде и в тропиках Тринидада и Тобаго, Питер Дойг некоторое время назад перебрался в мастерскую в Лондоне. Теперь художник в своей фирменной манере переосмысливает пейзажи столицы Великобритании

Значительную часть жизни Питер Дойг проводит путешествуя и изобретая себя заново в новых культурах. В экспозицию в Галерее Курто вошли картины, созданные по большей части в период с 2019 по 2023 год и несущие отпечаток постоянного поиска необычных форм. Дойг родился в Эдинбурге в семье сотрудника транспортной компании, постоянно находившегося в разъездах. Еще в детстве будущий художник жил с семьей сначала в тропиках Тринидада и Тобаго, а затем на снежных просторах Канады. Две эти природные палитры, зной и мороз, окружают и часто окутывают потерянные фигуры, населяющие его картины.

Питер Дойг. «Painting on an Island Carrera». 2019–2022. Фото: Peter Doig/DACS 2023
Питер Дойг. «Painting on an Island Carrera». 2019–2022.
Фото: Peter Doig/DACS 2023

Получив художественное образование в Лондоне в 1980-е, Дойг вернулся на Тринидад и провел следующие два десятилетия, создавая диковинную и порой галлюциногенную фигуративную живопись, вдохновленную ритмами калипсо и пышной растительностью вокруг Порт-оф-Спейна. В этот период его заслуженно начали считать блестящим колористом.

Недавно Питер Дойг перебрался в мастерскую в Лондоне, и теперь он в своей фирменной манере переосмысливает пейзажи столицы Великобритании. В призрачной вселенной «Канала» (2023), где любимый горожанами Ридженс-канал в северной части Лондона сдавлен урбанистическим пейзажем из кошмаров Эдварда Мунка, мост сверкает алым, словно позаимствованным с палитры Густава Климта, а зеленая вода так плотно поросла водорослями, что напоминает запущенный газон. Нет сомнений, это Лондон, но в то же время это определенно пространство, существующее исключительно в преломляющей реальность памяти Дойга.

Питер Дойг. «Night Studio (StudioFilm & Racquet Club)». 2015. Фото: Peter Doig/DACS 2023
Питер Дойг. «Night Studio (StudioFilm & Racquet Club)». 2015.
Фото: Peter Doig/DACS 2023

Экспозиция новых работ Питера Дойга стала первой выставкой современного художника по соседству со всемирно известным собранием живописи импрессионизма и постимпрессионизма Галереи Курто после завершившегося здесь в 2021 году трехлетнего ремонта. Она ютится всего в двух залах, еще один явно не помешал бы. Многие картины изображают сцены покоя и отдыха, но ни одна из них не создает ощущения беззаботности. На полотне «Ночные купальщики» (2011–2019) мы оказываемся в тринидадской бухте Маракас и становимся свидетелями ночной грезы, в которой синяя женщина и серый мужчина отдыхают то ли вместе, то ли на отдалении; они не смотрят друг на друга. «Альпинист» (2019–2022), ожидаемо выбранный Курто в качестве заглавной работы выставки, изображает лыжника в костюме Арлекина. Полотно высится над нами, создавая безупречную взаимосвязь между зрителем, пиком Маттерхорн на заднем плане и нелепой фигурой в половину человеческого роста. Мы ощущаем глубинную близость с арлекином; при этом его отрешенность и костюм вызывают отчуждение — такое можно испытать, столкнувшись с участником костюмированной вечеринки, отбившимся от компании.

Питер Дойг. «Альпинист». 2019–2022. Фото: Peter Doig/DACS 2023
Питер Дойг. «Альпинист». 2019–2022.
Фото: Peter Doig/DACS 2023

Одна из самых интересных частей экспозиции располагается во втором зале, где экспонируются офорты, посвященные Дереку Уолкотту, покойному поэту из островного государства Сент-Люсия и другу Дойга. Большая часть была создана в 2017-м — в год его смерти, и эти маленькие шедевры свидетельствуют о кочевой природе творчества Дойга. Они изображают охотничьих псов и таинственные растения в черных и красных цветах. «Дерек» (Studiofilmclub) (2016) — портрет Уолкотта у мольберта. На холсте надпись “morning/paramin”, отсылающая к названию книги, опубликованной поэтом и художником в соавторстве в том же году. Покрытые зеленью холмы раскинулись за сияющей золотисто-желтым цветом шляпой Уолкотта с загнутыми вверх полями. Эта работа — прекрасный элегический памятник дружбе.  

Галерея Курто
Питер Дойг
До 29 мая

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+