18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Золото сарматских вождей выставили в ГМИИ им. А.С.Пушкина

Выставка «Золото сарматских вождей» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Золото сарматских вождей» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Шедевры звериного стиля сарматов съехались в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина из Уфы и Оренбурга

Золото, найденное при раскопках Филипповских курганов, еще «молодое»: с момента его обнаружения едва прошло 30 лет. Однако уровень исполнения этих произведений сарматской культуры чрезвычайно высок, и есть надежда, что скоро они станут хрестоматийными, подобно костромскому оленю скифов из Эрмитажа. По крайней мере, сотрудники Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина рассчитывают, что их выставка этому поможет.

Фрагмент выставки «Золото сарматских вождей» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Фрагмент выставки «Золото сарматских вождей» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Филипповский курганный могильник — комплекс из трех десятков курганов в Илекском районе Оренбургской области, в междуречье Урала и Илека. Эти захоронения принадлежат к сарматской культуре V–IV веков до н.э. Первый этап их раскопок пришелся на конец 1980-х, они производились экспедицией Башкирского филиала Академии наук СССР под руководством Анатолия Пшеничнюка. Второй раз в 2004-2009 годах, их исследовала Приуральская экспедиция Института археологии РАН во главе с Леонидом Яблонским.

Выставка «Золото сарматских вождей» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Золото сарматских вождей» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В ходе раскопок было найдено несметное количество золотых предметов звериного стиля. Это великолепие успело ошеломить лишь немногих. Одно из достижений выставки «Золото сарматских вождей» в ГМИИ — ей удалось соединить две группы предметов, переданные Пшеничнюком и Яблонским в два разных музея: Уфимский федеральный исследовательский центр РАН и Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей. Предметы из Уфы успели объехать полмира, но парадоксальным образом российская публика их не видела (в музей, находящийся в недрах Института этнологических исследований, можно попасть только по записи). Вещи из Оренбурга вывозили на выставки лишь в гальванокопиях. Куратор, сотрудница отдела Древнего Востока ГМИИ Галина Колганова, считает, что выставку оценят и широкая публика, и ученые: «Объединение в одном пространстве такого важного с точки зрения науки комплекса позволит решить несколько проблем, связанных с миром ранних сарматов».

Фрагмент выставки «Золото сарматских вождей» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Фрагмент выставки «Золото сарматских вождей» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Идея выставки возникла в музее еще в 2018 году. Тогда никто, конечно, не думал, что музеям при составлении выставочных планов придется рассчитывать на внутренние ресурсы страны. Экспозиция должна была разместиться в уютном сводчатом зале позади Греческого дворика. Но в итоге проект вырос и занял Белый, главный зал музея. Архитектором выставки выступила Анна Каменских, которой в прошлом году удалось в этом же зале создать эффектное пространство для древнеегипетской выставки.

Выставка «Золото сарматских вождей» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Золото сарматских вождей» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Центр зала занимают золотые уфимские олени — деревянные фигурки, обложенные золотыми листочками, с выдающимися разветвленными рогами. Всего таких оленей в Филипповке найдено 26, в Москву на выставку выдали 14. Апсиду Белого зала заняла двухъярусная круглая витрина, в которую помещены знаковые предметы: сосуды, оружие, гривны, уникальное зеркало, украшенное бесконечно повторяющимся мотивом оленьих рогов. Вдоль стен размещены наборы оружия, амуниции и конской упряжи. Заметный экспонат — копье, у которого сохранились наконечник и вток (противоположный конец). Археологи смогли вычислить длину копья — 3,2 м.

Выставка «Золото сарматских вождей» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Золото сарматских вождей» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

По словам Галины Колгановой, из обоих городов на выставку приехало все, что поддавалось транспортировке. Это 2 тыс. предметов, но, как уточняет куратор, в списке перечислена каждая бусина, поэтому итоговое зрелище не покажется огромным. Многие предметы экспонируются впервые. Среди них часть одеяния сарматской жрицы — вышивка золотыми бусинами, найденная в 2013 году и единым куском глины доставленная в московский Научно-реставрационный центр им. Грабаря, мастера которого совместно с Пушкинским музеем привели ее в порядок. Среди сотрудников этот небольшой фрагмент одеяния получил прозвище «Золотая Адель сарматов». Помимо золота, в вышивке использованы ракушки и кораллы, попавшие на Урал, видимо, через Иран. Впрочем, специалисты прекрасно знают, что сарматы были встроены в ахеменидский мир и в их курганах часто встречаются импортные предметы роскоши.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Золото сарматских вождей»
До 23 июля

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+