18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Образу Николая Чудотворца вернули средневековый вид

Икона «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах, со святыми Василием Великим и великомучеником Федором» в процессе реставрации. Фото: ГРМ
Икона «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах, со святыми Василием Великим и великомучеником Федором» в процессе реставрации.
Фото: ГРМ
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

В Государственном Русском музее завершается реставрация одной из древнейших псковских икон, заказчики которой — редчайший случай — известны по именам. Своей очереди на восстановление иконе пришлось ждать больше полувека

Написанная в XIV веке неизвестными мастерами, эта икона в течение почти шести веков не покидала стен храма, для которого, по мнению искусствоведов, была создана. Лишь во второй половине XX столетия уникальный образец древнерусской живописи стал доступен исследователям и знатокам. Теперь, благодаря реставраторам, можно будет в полной мере оценить работу анонимных средневековых иконописцев.

Икона Николая Чудотворца попала в музейную коллекцию из деревни Виделебье Псковской области в 1958 году. Ее привез Николай Перцев, известный художник-реставратор, специалист по древнерусской живописи. Он приступил к реставрации в том же году, но вскоре вынужден был прекратить работу. Ее пытались возобновить через десять лет, но опять отложили. И лишь полвека спустя у реставраторов наконец дошли руки до этого памятника.

Икона «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах, со святыми Василием Великим и великомучеником Федором» до реставрации. Фото: ГРМ
Икона «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах, со святыми Василием Великим и великомучеником Федором» до реставрации.
Фото: ГРМ

Икона «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах, со святыми Василием Великим и великомучеником Федором» — редкий музейный экспонат, подобных ему в собрании ГРМ очень мало. Имена святого Василия и великомученика Федора в названии появились не случайно: так же звали заказчиков, или ктиторов. Об этом свидетельствует надпись на полях иконы, которая гласит, что в 1337 году икону для церкви Святого Николая заказали Василий и Федор Ананьины. По свидетельству специалистов, надписи с именами заказчиков встречаются на древнерусских памятниках крайне редко, причем эта, пожалуй, самая обширная.

Поясное изображение святого в центре тоже необычно для ранних русских житийных икон, подавляющее большинство которых были ростовыми. Еще одна особенность этого образа — необычный набор житийных клейм. По мнению Ирины Шалиной, ведущего научного сотрудника отдела древнерусского искусства ГРМ, автор, вероятно, использовал какие-то не дошедшие до нас литературные источники или ориентировался на более древние памятники.

Фрагмент иконы «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах, со святыми Василием Великим и великомучеником Федором». Фото: ГРМ
Фрагмент иконы «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах, со святыми Василием Великим и великомучеником Федором».
Фото: ГРМ

«Уникален и тот факт, что икона была привезена из конкретной церкви, что случается довольно редко. Обычно иконы поступали из музейных фондов, куда их свозили, — рассказала нашему изданию Ирина Шалина. — Псковских памятников вообще осталось очень мало, и такая икона особенно ценна».

К полноценной ее реставрации специалисты приступили только в начале 2020 года. Работу поручили Рудольфу Кесареву, ведущему художнику-реставратору высшей категории отдела реставрации древнерусской живописи. Перед ним стояла непростая задача: не только раскрыть авторскую живопись, но и показать позднейшие поновления. Ситуация осложнялась тем, что икона находилась в довольно тяжелом состоянии. Красочный слой имел множество мелких утрат. На лицевой поверхности были многочисленные отверстия от гвоздей (ими закрепляли серебряный оклад). Серебро окислялось и чернело — его чистили золой, а чтобы оно меньше окислялось, покрывали олифой; зола и олифа через щели оклада попадали на живопись, разъедая ее. Увы, изображение пострадало и от предыдущих реставраций: полвека назад для расчистки икон использовали едкие растворители, снимавшие не только слои старого лака, но и саму живопись.

Процесс реставрации иконы «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах, со святыми Василием Великим и великомучеником Федором» . Фото: ГРМ
Процесс реставрации иконы «Святой Николай Чудотворец с житием в 14 клеймах, со святыми Василием Великим и великомучеником Федором» .
Фото: ГРМ

Рудольф Кесарев начал работу с укрепления красочного слоя. Через микротрещины кракелюра он насыщал этот слой горячим клеем, давая ему высохнуть и закрепить краску. Затем с помощью стереомикроскопа Wild M650 крошечными ножами-скальпелями осторожно удалял слои олифы, лаков, поздних поновлений. Работа велась исключительно всухую, из жидкостей использовались только вода и скипидар.

«Во время работы стало понятно, что оклад меняли три раза — в доске обнаружены латунные, железные и стальные гвозди, — рассказал Рудольф Кесарев. — И как минимум дважды икону почти полностью записывали, одно из поновлений — XVI века». Несмотря на все сложности, реставратору удалось открыть очень интересную авторскую живопись и установить, какими именно красками пользовались мастера шесть столетий назад.

Сейчас реставрация уже близка к финалу. Осталось тонировать некоторые участки поверхности, освежить потускневший красочный слой. Отреставрированная икона будет включена в первый том нового генерального каталога древнейших памятников древнерусской живописи, который музей готовит к изданию. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+