18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Устами конструктивизма глаголет эпоха: как создавался образ новой страны

Автор текста
Алиса Дудакова-Кашуро
Александр Родченко. Владимир Маяковский читает поэму «Летающий пролетарий» на праздновании 2-й годовщины Общества друзей воздушного флота (ОДВФ) в Большом театре. Кадр кинохроники. 1925. Фото: Государственный музей В. В. Маяковского
Александр Родченко. Владимир Маяковский читает поэму «Летающий пролетарий» на праздновании 2-й годовщины Общества друзей воздушного флота (ОДВФ) в Большом театре. Кадр кинохроники. 1925.
Фото: Государственный музей В. В. Маяковского
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Выставка центра «Зотов» исследует процесс формирования визуального языка 1920-х, от дизайна книги до киноплаката и рекламы. Она объединяет работы знаменитых мастеров — Александра Родченко, Владимира Маяковского, Эль Лисицкого — и неизвестных авторов

Новая выставка в центре «Зотов» рассказывает, как из азбуки конструктивизма сложился голос 1920-х — голос искусства, голос книги, голос улиц, голос агитпропа. Слово звучащее и слово визуальное открываются зрителю более чем в 350 экспонатах, которые можно будет не только смотреть, но и слушать, листать, читать. Среди героев экспозиции — пионеры фотомонтажа Александр Родченко и Густав Клуцис, поэт Владимир Маяковский, мастера киноплаката братья Стенберги и многие другие. В диалог с авангардистами вступают современные художники Владимир Абих и Платон Инфанте, которые создали инсталляции специально к выставке.

Александр Родченко. Макет обложки книги Сергея Третьякова «Речевик». 1929. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Родченко. Макет обложки книги Сергея Третьякова «Речевик». 1929.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Ее первая часть посвящена тому времени, когда слово начало мыслиться на визуальном уровне, как материал сперва для художников, а затем для политиков. Здесь представлены кубофутуристические эксперименты — от живописи, вобравшей в себя текст, до рукотворных и гектографированных книг. Приемы, выработанные поэтами и художниками (зачастую в одном лице), переходят с обложек поэтических сборников на корпуса агитпоездов и агитпароходов, которые в первые годы после Октябрьской революции будут нести по стране идеологические установки новой власти. Выставка рассказывает и о первых советских азбуках, появившихся после реформы русской орфографии 1918 года.

Вторая часть выставки посвящена непосредственно конструктивизму, который предопределил монтажный принцип подачи информации. Как объясняет один из кураторов проекта, культуролог Константин Дудаков-Кашуро, «принципиальная особенность конструктивизма состоит в том, что эволюция его художественного языка совпала со становлением языка нового государства — дискурсов политики, социальных отношений, технологий производства и коммуникации и прочего». При помощи минимальных типографских средств конструктивисты создавали выразительное оформление журналов, газет и книг, рекламных плакатов и логотипов, киноафиш (оборудование, которым они пользовались, включая клише, также будет представлено в экспозиции). Слово видимое в это время приобретает все больший динамизм, чему способствуют эксперименты с интертитрами в кинематографе и развитие наружной рекламы, вывесок. Город становится книгой, в которой динамическая смена текста и образа определяет повседневный визуальный опыт его жителей.

Василий Каменский. «Тифлис: Железобетонная поэма». 1917. Фото: Государственный музей В. В.  Маяковского
Василий Каменский. «Тифлис: Железобетонная поэма». 1917.
Фото: Государственный музей В. В. Маяковского

«Зримое и слышимое на выставке связывают лозунг и ораторское мастерство, которые стали доминантой времени», — говорит один из кураторов выставки (и, к слову, правнучка Родченко) Екатерина Лаврентьева. Звучащее измерение экспозиции образуют голоса поэтов, речи политиков и первые радиорепортажи.

Тема слова и языка раннесоветского времени впервые в выставочной практике раскрывается в столь широком диапазоне и на таком количестве примеров. Но зритель не растеряется: его маршрут будет пролегать через разные типы пространств, меняющих темп рассказа и восприятия. Эту идею, предложенную кураторской командой (куда входят также Полина Стрельцова и Анна Замрий), воплотило архитектурное бюро Aurum.

Так, в зоне кабинетов-лабораторий зритель ознакомится с тем, как слово изучалось в экспериментальных научных организациях, где поэты, художники, лингвисты и филологи образовывали единую среду. А например, в избе-читальне его будут ждать репринты редких книг, журналов и листовок, а также уникальная подборка нот для новых вокальных жанров, таких как «музыкальный плакат» и ритмодекламация.  

Центр «Зотов»
Логос: голос конструктивизма
25 апреля – 6 августа

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+