18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Устами конструктивизма глаголет эпоха: как создавался образ новой страны

Автор текста
Алиса Дудакова-Кашуро
Александр Родченко. Владимир Маяковский читает поэму «Летающий пролетарий» на праздновании 2-й годовщины Общества друзей воздушного флота (ОДВФ) в Большом театре. Кадр кинохроники. 1925. Фото: Государственный музей В. В. Маяковского
Александр Родченко. Владимир Маяковский читает поэму «Летающий пролетарий» на праздновании 2-й годовщины Общества друзей воздушного флота (ОДВФ) в Большом театре. Кадр кинохроники. 1925.
Фото: Государственный музей В. В. Маяковского
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Выставка центра «Зотов» исследует процесс формирования визуального языка 1920-х, от дизайна книги до киноплаката и рекламы. Она объединяет работы знаменитых мастеров — Александра Родченко, Владимира Маяковского, Эль Лисицкого — и неизвестных авторов

Новая выставка в центре «Зотов» рассказывает, как из азбуки конструктивизма сложился голос 1920-х — голос искусства, голос книги, голос улиц, голос агитпропа. Слово звучащее и слово визуальное открываются зрителю более чем в 350 экспонатах, которые можно будет не только смотреть, но и слушать, листать, читать. Среди героев экспозиции — пионеры фотомонтажа Александр Родченко и Густав Клуцис, поэт Владимир Маяковский, мастера киноплаката братья Стенберги и многие другие. В диалог с авангардистами вступают современные художники Владимир Абих и Платон Инфанте, которые создали инсталляции специально к выставке.

Александр Родченко. Макет обложки книги Сергея Третьякова «Речевик». 1929. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Родченко. Макет обложки книги Сергея Третьякова «Речевик». 1929.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Ее первая часть посвящена тому времени, когда слово начало мыслиться на визуальном уровне, как материал сперва для художников, а затем для политиков. Здесь представлены кубофутуристические эксперименты — от живописи, вобравшей в себя текст, до рукотворных и гектографированных книг. Приемы, выработанные поэтами и художниками (зачастую в одном лице), переходят с обложек поэтических сборников на корпуса агитпоездов и агитпароходов, которые в первые годы после Октябрьской революции будут нести по стране идеологические установки новой власти. Выставка рассказывает и о первых советских азбуках, появившихся после реформы русской орфографии 1918 года.

Вторая часть выставки посвящена непосредственно конструктивизму, который предопределил монтажный принцип подачи информации. Как объясняет один из кураторов проекта, культуролог Константин Дудаков-Кашуро, «принципиальная особенность конструктивизма состоит в том, что эволюция его художественного языка совпала со становлением языка нового государства — дискурсов политики, социальных отношений, технологий производства и коммуникации и прочего». При помощи минимальных типографских средств конструктивисты создавали выразительное оформление журналов, газет и книг, рекламных плакатов и логотипов, киноафиш (оборудование, которым они пользовались, включая клише, также будет представлено в экспозиции). Слово видимое в это время приобретает все больший динамизм, чему способствуют эксперименты с интертитрами в кинематографе и развитие наружной рекламы, вывесок. Город становится книгой, в которой динамическая смена текста и образа определяет повседневный визуальный опыт его жителей.

Василий Каменский. «Тифлис: Железобетонная поэма». 1917. Фото: Государственный музей В. В.  Маяковского
Василий Каменский. «Тифлис: Железобетонная поэма». 1917.
Фото: Государственный музей В. В. Маяковского

«Зримое и слышимое на выставке связывают лозунг и ораторское мастерство, которые стали доминантой времени», — говорит один из кураторов выставки (и, к слову, правнучка Родченко) Екатерина Лаврентьева. Звучащее измерение экспозиции образуют голоса поэтов, речи политиков и первые радиорепортажи.

Тема слова и языка раннесоветского времени впервые в выставочной практике раскрывается в столь широком диапазоне и на таком количестве примеров. Но зритель не растеряется: его маршрут будет пролегать через разные типы пространств, меняющих темп рассказа и восприятия. Эту идею, предложенную кураторской командой (куда входят также Полина Стрельцова и Анна Замрий), воплотило архитектурное бюро Aurum.

Так, в зоне кабинетов-лабораторий зритель ознакомится с тем, как слово изучалось в экспериментальных научных организациях, где поэты, художники, лингвисты и филологи образовывали единую среду. А например, в избе-читальне его будут ждать репринты редких книг, журналов и листовок, а также уникальная подборка нот для новых вокальных жанров, таких как «музыкальный плакат» и ритмодекламация.  

Центр «Зотов»
Логос: голос конструктивизма
25 апреля – 6 августа

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+