18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Личностный рост Бориса Иофана в условиях коллективизма

Борис Иофан. Проект здания Московского университета на Ленинских горах. Эскиз главного фасада. 1947.  Фото: Кучково поле Музеон
Борис Иофан. Проект здания Московского университета на Ленинских горах. Эскиз главного фасада. 1947.
Фото: Кучково поле Музеон
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Биографическая книга о знаменитом архитекторе проливает много света на его творчество и чуть меньше — на обстоятельства жизни. Профессиональные темы почти неизбежно превалируют в случае с исследовательским трудом, выросшим из комментариев к архиву

Среди творцов сталинской эпохи фигура Бориса Иофана (1891–1976) едва ли не самая эмблематическая: он автор Дома на набережной, павильонов СССР на двух Всемирных выставках и финального проекта Дворца Советов — правда, не реализованного. Некоторое время назад архитектор Сергей Чобан купил архив Иофана у его потомков и обратился к известному историку архитектуры, доктору наук, заведующему кафедрой истории искусства МГУ Владимиру Седову с предложением написать комментарии к чертежам, рисункам и документам. Текст в результате получился более расширенным, нежели просто комментарий. Перед нами новая биография архитектора, вторая в своем роде. Первое жизнеописание Иофана выпустил в 1978 году его секретарь (вместе они работали 40 лет!) Исаак Эйгель.

Владимир Седов В. «Архитектор Борис Иофан». М.: Кучково поле; Музеон, 2022. 256 с., ил.
Владимир Седов В. «Архитектор Борис Иофан». М.: Кучково поле; Музеон, 2022. 256 с., ил.

В одной из глав новой книги ее автор пишет о том, что изучение архитектурных объектов иногда заслоняется анекдотами и вот лично он постарается этого избежать. Цель и смысл его труда «заключается… в иконографическом и стилевом анализе». Наверняка профессионалы, у которых каждый архитектурный термин или описание композиции тут же рождает мысленный 3D-образ, получат от повествования радость («Полосы этих эркеров в три этажа высотой зажаты между эркерами, пара которых в середине здания образует пилоны по сторонам тройной арки входа во двор, над которой, в свою очередь, расположен отступ фасада»). А для дилетанта даже наличие аксонометрической проекции здания на той же странице не делает смысл этого абзаца более понятным. То есть книга адресована все же подготовленному читателю.

Борис Иофан. Проект станции метро «Спартаковская» («Бауманская»). Перспектива пилона со скульптурой. 1940.  Фото: Кучково поле Музеон
Борис Иофан. Проект станции метро «Спартаковская» («Бауманская»). Перспектива пилона со скульптурой. 1940.
Фото: Кучково поле Музеон

Творческий путь Иофана, если разбирать его ретроспективно, кажется на редкость последовательным. Он родился в Одессе в небогатой еврейской семье, высшее архитектурное образование получил в Италии, где провел десять лет — с 1914-го по 1924-й. Затем по приглашению председателя Совета народных комиссаров СССР Алексея Рыкова вернулся в Россию, строившую социализм, тут же включился в работу и вскоре стал главным сталинским архитектором — примерно на десятилетие. Этот период увенчали два советских павильона на Всемирных выставках — в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939). Потом последовали опала и долгий простой.

После смерти Сталина, в конце 1950-х и в 1960-е годы, Борис Иофан (казалось бы, адепт неоклассицизма) легко переключился на модернизм. По его проектам были построены Институт физической культуры на Сиреневом бульваре (1962–1975) и комплекс четырех жилых домов на Щербаковской улице (1962–1969) в Москве. В последних его творениях ничто даже не намекало на помпезность Дворца Советов.

Борис Иофан. Проект Академии наук СССР на Ленинских горах. Второй вариант. 1969.  Фото: Кучково поле Музеон
Борис Иофан. Проект Академии наук СССР на Ленинских горах. Второй вариант. 1969.
Фото: Кучково поле Музеон

Иофан в интерпретации Владимира Седова крепкий профессионал, отзывчивый гений, который мог увлеченно рисовать флорентийское палаццо Веккьо или венецианскую церковь Санта-Мария делла Салюте и в то же время отдавал должное американским небоскребам, замечая такие детали, как «эффектные рамы из нержавеющей стали и алюминиевые подоконные части» в Эмпайр-стейт-билдинг. Судя по всему, ему было безразлично, в какой парадигме творить: он просто максимально адекватно отвечал на техзадание заказчика. Очень понятный современный подход.

При всем нежелании автора книги касаться частной жизни своего героя полностью дистанцироваться от нее все-таки не получилось. Седов рассказывает, что Иофан был женат на Ольге Сассо-Руффо (1883–1961), дочери итальянского герцога и русской княгини; что супруги были убежденными европейскими левыми, состояли в Итальянской коммунистической партии — в которой Ольга осталась до конца дней, а Борис в связи с возвращением на родину «перевелся» в ВКП(б). Они воспитывали двоих детей Ольги от первого брака. Их жизнь была внешне очень комфортной: им предоставили пентхаус в том самом Доме на набережной (точнее, в Доме правительства), автомобиль с водителем и другие привилегии, маркирующие принадлежность к советской элите.

Борис Иофан. Проект Дома ЦИК и СНК на улице Серафимовича (Дом на набережной). Перспектива с Берсеневской набережной. 1927-1931. Фото: Кучково поле Музеон
Борис Иофан. Проект Дома ЦИК и СНК на улице Серафимовича (Дом на набережной). Перспектива с Берсеневской набережной. 1927-1931.
Фото: Кучково поле Музеон

Насколько та жизнь была по-настоящему благополучной, сказать сложно. Показательны в этом смысле мемуары француженки Анн-Мари (Аннет) Лотт, невесты скульп­тора Саула Рабиновича, приехавшей в Россию в 1937-м. Она познакомилась с Иофаном в поезде Париж — Москва. Тот прекрасно говорил по-французски и показался ей образованным и любезным. Но, прочитав при ней в газете об аресте Тухачевского, «сначала побледнел, потом покраснел, потом вернулся к бледности и оставался молчаливым».

На вечно мучающий потомков вопрос: «А что советские интеллектуалы 1930-х думали о сталинских репрессиях?» — в случае Бориса Иофана можно дать ответ: «Да, знал, переживал, опасался, забывался в работе».

Горько-иронично звучит и история про то, как Иофан в зените славы ходил на приемы к Сталину. Подсчитано, что в 1930-х они встречались шесть раз. Известно поминутно, когда эти аудиенции начинались и завершались, кто был принят вместе с архитектором. Многие люди из этого списка (начальник строительства Дворца Советов Василий Михайлов, секретарь и член президиума ЦИК Иван Акулов, Иван Межлаук из Комиссии советского контроля) вскоре были арестованы и расстреляны. А вот архитектору Владимиру Гельфрейху, соавтору Иофана по Дворцу Советов, повезло: его не тронули (но каждый раз, когда он шел в Кремль, протокольные службы спотыкались на его фамилии и неизменно писали ее с ошибками: Гильшфрейн, Гельфрейн, Гельфрейхт).

Борис Иофан. Дворец Советов. Главный фасад. 1937.  Фото: Кучково поле Музеон
Борис Иофан. Дворец Советов. Главный фасад. 1937.
Фото: Кучково поле Музеон

Самый впечатляющий раздел книги посвящен как раз Дворцу Советов. Автор подробно останавливается не только на архитектурных формах, но и на феномене массового самогипноза. Дворец Советов описывали так, словно он уже построен, этот фантом был активным игроком на поле советского искусства, зримо присутствовал в кино и литературе.

Книга в целом выдерживает баланс между занимательным контентом и вдумчивым искусствоведческим исследованием, хотя все-таки хотелось бы, чтобы анекдотов было побольше. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+