18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Северо-Западный регион России охватят многофункциональной заботой

Здание нового реставрационного центра предназначено для функциональных задач, но его интерьеры не обошлись без декоративного оформления. Фото: ГБУК ЛО «Музейное агентство»
Здание нового реставрационного центра предназначено для функциональных задач, но его интерьеры не обошлись без декоративного оформления.
Фото: ГБУК ЛО «Музейное агентство»
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Международный реставрационный центр, построенный рядом с усадьбой Рождествено, передан в собственность Ленинградской области и уже начинает свою профильную работу. В первую очередь она нацелена на поддержание сохранности фондов региональных музеев

Почти десять лет и около 4 млрд руб. потребовалось на строительство Международного реставрационного центра, открытого в Гатчинском районе Ленинградской области, рядом с Рождествено, усадьбой семьи Набоковых. Предполагается, что на полную плановую мощность центр выйдет только к концу 2024 года, но уже в ближайшие недели часть специалистов приступят к работе и из музеев Ленинградской области прибудут первые экспонаты.

«Многофункциональный музейный центр — инновационный проект по сохранению музейного фонда, — рассказала The Art Newspaper Russia Леся Колесникова, руководитель Музейного агентства Ленинградской области. — Его первая и главная задача — реставрация предметов из областных музеев, эта работа будет финансироваться из бюджета региона. Мощности центра позволяют работать и с музеями Северо-Западного региона, и с частными коллекциями».

Трехэтажное здание реставрационного центра площадью 10 тыс. кв. Фото: ГБУК ЛО «Музейное агентство»
Трехэтажное здание реставрационного центра площадью 10 тыс. кв.
Фото: ГБУК ЛО «Музейное агентство»

Идея создания крупного многофункционального музейного центра возникла еще в 2011 году. Тогда между правительством Ленинградской области и Министерством культуры РФ было подписано соглашение о реализации программы «Сохранение и использование культурного наследия в России». В рамках этого соглашения предполагалось в том числе построить реставрационный центр, в котором остро нуждаются музеи и объекты культурного наследия Лен­области и Северо-Запада. Проектирование началось в 2012 году, к строительству приступили в 2016-м.

Федеральное Министерство культуры в совокупности потратило на создание этого центра 3 млрд руб.; Ленинградская область из своего бюджета выделила 91 млн руб. на подведение всех необходимых инженерных сетей и некоторые другие работы. Часть денег в виде банковского займа поступило от Международного банка реконструкции и развития.

На эти средства к концу 2022 года было построено трехэтажное здание площадью 10 тыс. кв. м, где разместилось 14 лабораторий для реставрации экспонатов любых габаритов и из любых материалов, хранилище музейных предметов, учебно-просветительский комплекс для подготовки реставраторов, лекционные и выставочные залы. Многофункциональность центра делает его действительно уникальным объектом. Лаборатории оснащены оборудованием, позволяющим реставрировать предметы из бумаги, металла, ткани, дерева, стекла, фарфора. Предусмотрена и таксидермическая мастерская. Лаборатории реставрации живописи и графики оборудованы специальными столами с многосекционным подогревом на заданную температуру, шкафами для стабилизации уровня влажности предметов, мощными микроскопами и рентгеновскими установками.

Лаборатории центра оснащены оборудованием, позволяющим реставрировать предметы из бумаги, металла, ткани, дерева, стекла, фарфора. Фото: ГБУК ЛО «Музейное агентство»
Лаборатории центра оснащены оборудованием, позволяющим реставрировать предметы из бумаги, металла, ткани, дерева, стекла, фарфора.
Фото: ГБУК ЛО «Музейное агентство»

В структуре центра предусмотрено большое хранилище полного цикла обслуживания: карантинная зона с помещениями для дезинфекции, обширные пространства для консервации и хранения предметов после реставрации. Хранилище находится на цокольном этаже, у него отдельный вход, своя система безопасности, оно оснащено лифтом грузоподъемностью до 4 т.

Введение в строй этого объекта представляется весьма своевременным. «Сейчас Ленинградская область переживает период активной музейной реновации, мы каждый год открываем новые экспозиции, — говорит Леся Колесникова. — В прошлом году после реставрации открыли Дом станционного смотрителя в Выре, музей военной славы „Астрача: 1941“ в Бокситогорском районе. Сейчас создаем постоянную экспозицию в музее Римского-Корсакова в Тихвине, а музей в Сланцах закроем на ремонт».

В штат центра планируется набрать от 130 до 140 сотрудников. Запуск будет проходить в три этапа. В ближайшее время к работе приступят 26 человек, из них 6 — реставраторы. На втором этапе, к концу года, количество персонала увеличится вдвое. Третий этап — 2024 год, когда центр заработает в полную силу.

Первыми предметами, реставрация которых намечена на ближайшее время, станут экспонаты из музеев Тихвина и Гатчины. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+