18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Опубликован культурный мастер-план Рима: как он изменит древний город?

Палаццо Альтемпс станет сердцем нового туристического маршрута по городу. Фото: Wikimedia Commons
Палаццо Альтемпс станет сердцем нового туристического маршрута по городу.
Фото: Wikimedia Commons
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Директор Национального римского музея Стефан Верже рассказывает о радикальных планах реконструкции четырех знаковых музеев и объектов культурного наследия в Италии, включая термы Диоклетиана, крипту Бальби, а также палаццо Массимо и палаццо Альтемпс

Министерство культуры Италии одобрило грант в размере €71 млн на поддержку инициативы, с которой выступил Национальный римский музей (тем самым увеличив общий бюджет до €100 млн). Грандиозный культурный проект, рассчитанный на четыре года, предполагает обновление комплекса терм Дио­клетиана, крипты Бальби, а также палаццо Массимо и палаццо Альтемпс. Помимо реставрации объектов, будут реорганизованы музейные коллекции и открыты новые выставочные площадки. Мы расспросили директора Национального римского музея Стефана Верже об этих масштабных планах.

Как мастер-план предполагает соединить разные части Рима?

Этот проект направлен не только на музейные пространства, но и на план городской застройки. Прежде всего я имею в виду район вокзала Термини, где расположены термы Диоклетиана и палаццо Массимо. Там муниципалитет Рима и Государственные железные дороги Grandi Stazioni обновят площадь Пьяцца деи Чинквеченто. Идея состоит в том, чтобы сделать термы Диоклетиана неким арт-кластером. Что касается Кампо Марцио, палаццо Альтемпс и крипты Бальби, то мы намерены соединить их в большой туристический маршрут, который ведет от фонтана Треви к Пантеону и от площади Пьяцца Навона к замку Святого ангела и Ватикану. Палаццо Альтемпс, здание эпохи Возрождения, находится на этом пути, но не очень известно туристам.

Будут ли демонстрироваться в палаццо Альтемпс такие великие бронзы, как «Кулачный боец» (330–50 годы до н.э.) и «Эллинистический правитель» (II век до н.э.), которые до этого момента выставлялись в палаццо Массимо?

Мы долго думали, как представить греческую скульптуру — и оригиналы, и римские копии греческих статуй и стилей. Вокруг этой фундаментальной темы хочется построить нарративы в палаццо Альтемпс, начиная с Античности и вплоть до эпохи Возрождения и барокко. Еще один наш план — рассказать «биографию» экспонатов, их богатую историю. Я имею в виду, например, статую «Дискобол» (V век до н.э.), конфискованную фашистами и возвращенную в Италию только в конце Второй мировой войны. Сейчас скульптура участвует в выставке Arte liberata в Квиринальском дворце.

Термы Диоклетиана. Фото: Wikimedia Commons
Термы Диоклетиана.
Фото: Wikimedia Commons

Какой тематический фокус будет у остальных трех локаций?

Термы Диоклетиана, палаццо Массимо и крипта Бальби поведают об истории Рима от основания до ХХ века. В термах мы расскажем, как формировался наш город — начиная с Х века до н.э. и заканчивая эпохой императора Диоклетиана (IV век н.э.). В палаццо Массимо в центре внимания будет Римская империя, а в крипте Бальби — Рим сегодняшний. В крипте есть великолепный маршрут, созданный в 2000 году и рассказывающий о многовековой урбанистической стратификации Рима. Археологическая составляющая будет переосмыслена, музей расширится, его нарратив коснется послевоенной и современной эпох.

Что-то еще покажут из хранилищ?

Благодаря тому, что выставочная площадь расширится, мы сможем показать много вещей из коллекции Национального римского музея, в том числе и не выставлявшиеся ранее. Например, в семи Больших залах, которые откроются после реставрации в термах Диоклетиана, будут представлены впечатляющие находки, которые публика в последний раз видела в 1960-е или в 1970-е годы. Скажем, Артемида Ариччийская, монументальная мраморная статуя высотой более 3 м с греческого оригинала V века до н.э.

Можно ли сказать, что это музей, который смотрит в будущее и стремится выстроить отношения с городом?

В будущее прежде всего смотрит сам Рим. Часто говорят, что этот город — музей под открытым небом, но это не так. Он, скорее, живой организм, который в любую эпоху умело использует собственное прошлое, чтобы построить настоящее, сделав его основой для своего будущего. Наш грандиозный проект будет двигаться по двум направлениям: с одной стороны, надо показать сложность Рима как городского организма, с другой — аккуратно вписать современное искусство в локации Национального римского музея. Что касается последнего, то в крипте Бальби мы уже представили работу Элизабетты Бенасси «Империя», в 2019 году. Язык современного искусства помогает понять, что такое урбанистическая стратификация Рима. Музей не может стоять на месте, он должен следить за городом и идти с ним в ногу. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+