18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Опубликован культурный мастер-план Рима: как он изменит древний город?

Палаццо Альтемпс станет сердцем нового туристического маршрута по городу. Фото: Wikimedia Commons
Палаццо Альтемпс станет сердцем нового туристического маршрута по городу.
Фото: Wikimedia Commons
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Директор Национального римского музея Стефан Верже рассказывает о радикальных планах реконструкции четырех знаковых музеев и объектов культурного наследия в Италии, включая термы Диоклетиана, крипту Бальби, а также палаццо Массимо и палаццо Альтемпс

Министерство культуры Италии одобрило грант в размере €71 млн на поддержку инициативы, с которой выступил Национальный римский музей (тем самым увеличив общий бюджет до €100 млн). Грандиозный культурный проект, рассчитанный на четыре года, предполагает обновление комплекса терм Дио­клетиана, крипты Бальби, а также палаццо Массимо и палаццо Альтемпс. Помимо реставрации объектов, будут реорганизованы музейные коллекции и открыты новые выставочные площадки. Мы расспросили директора Национального римского музея Стефана Верже об этих масштабных планах.

Как мастер-план предполагает соединить разные части Рима?

Этот проект направлен не только на музейные пространства, но и на план городской застройки. Прежде всего я имею в виду район вокзала Термини, где расположены термы Диоклетиана и палаццо Массимо. Там муниципалитет Рима и Государственные железные дороги Grandi Stazioni обновят площадь Пьяцца деи Чинквеченто. Идея состоит в том, чтобы сделать термы Диоклетиана неким арт-кластером. Что касается Кампо Марцио, палаццо Альтемпс и крипты Бальби, то мы намерены соединить их в большой туристический маршрут, который ведет от фонтана Треви к Пантеону и от площади Пьяцца Навона к замку Святого ангела и Ватикану. Палаццо Альтемпс, здание эпохи Возрождения, находится на этом пути, но не очень известно туристам.

Будут ли демонстрироваться в палаццо Альтемпс такие великие бронзы, как «Кулачный боец» (330–50 годы до н.э.) и «Эллинистический правитель» (II век до н.э.), которые до этого момента выставлялись в палаццо Массимо?

Мы долго думали, как представить греческую скульптуру — и оригиналы, и римские копии греческих статуй и стилей. Вокруг этой фундаментальной темы хочется построить нарративы в палаццо Альтемпс, начиная с Античности и вплоть до эпохи Возрождения и барокко. Еще один наш план — рассказать «биографию» экспонатов, их богатую историю. Я имею в виду, например, статую «Дискобол» (V век до н.э.), конфискованную фашистами и возвращенную в Италию только в конце Второй мировой войны. Сейчас скульптура участвует в выставке Arte liberata в Квиринальском дворце.

Термы Диоклетиана. Фото: Wikimedia Commons
Термы Диоклетиана.
Фото: Wikimedia Commons

Какой тематический фокус будет у остальных трех локаций?

Термы Диоклетиана, палаццо Массимо и крипта Бальби поведают об истории Рима от основания до ХХ века. В термах мы расскажем, как формировался наш город — начиная с Х века до н.э. и заканчивая эпохой императора Диоклетиана (IV век н.э.). В палаццо Массимо в центре внимания будет Римская империя, а в крипте Бальби — Рим сегодняшний. В крипте есть великолепный маршрут, созданный в 2000 году и рассказывающий о многовековой урбанистической стратификации Рима. Археологическая составляющая будет переосмыслена, музей расширится, его нарратив коснется послевоенной и современной эпох.

Что-то еще покажут из хранилищ?

Благодаря тому, что выставочная площадь расширится, мы сможем показать много вещей из коллекции Национального римского музея, в том числе и не выставлявшиеся ранее. Например, в семи Больших залах, которые откроются после реставрации в термах Диоклетиана, будут представлены впечатляющие находки, которые публика в последний раз видела в 1960-е или в 1970-е годы. Скажем, Артемида Ариччийская, монументальная мраморная статуя высотой более 3 м с греческого оригинала V века до н.э.

Можно ли сказать, что это музей, который смотрит в будущее и стремится выстроить отношения с городом?

В будущее прежде всего смотрит сам Рим. Часто говорят, что этот город — музей под открытым небом, но это не так. Он, скорее, живой организм, который в любую эпоху умело использует собственное прошлое, чтобы построить настоящее, сделав его основой для своего будущего. Наш грандиозный проект будет двигаться по двум направлениям: с одной стороны, надо показать сложность Рима как городского организма, с другой — аккуратно вписать современное искусство в локации Национального римского музея. Что касается последнего, то в крипте Бальби мы уже представили работу Элизабетты Бенасси «Империя», в 2019 году. Язык современного искусства помогает понять, что такое урбанистическая стратификация Рима. Музей не может стоять на месте, он должен следить за городом и идти с ним в ногу. 

Самое читаемое:
1
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
2
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
3
Пушкинский музей проведет книжную ярмарку
Прямо под колоннами на фасаде ГМИИ им. А.С.Пушкина в течение трех дней будут продаваться редкие выставочные каталоги, издания по истории искусства и фотографии, мемуаристика, детские книги
29.09.2023
Пушкинский музей проведет книжную ярмарку
4
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
5
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
6
Осенний сенокос искусства: что продают и покупают на Cosmoscow
В Экспоцентре открылась 11-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Произведения на стендах любопытно рассматривать, приятно покупать, но не очень интересно обсуждать. Зато уйти с уловом смогут коллекционеры разного достатка
29.09.2023
Осенний сенокос искусства: что продают и покупают на Cosmoscow
7
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
В «Паркинг Галерее» уже можно посмотреть работы выпускников художественных вузов Москвы на выставке «Выпуск ’23»
12.09.2023
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+