18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сквозь глубины сознания

Кольцо в виде драконьего глаза. Фото: Рем Султанов
Кольцо в виде драконьего глаза.
Фото: Рем Султанов
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Сложные иллюзорные миры, мифология и символы цикличности жизни в произведениях художника-ювелира Рема Султанова

Рема Султанова нельзя назвать просто ювелиром, скорее художником или даже скульптором малых форм, который для воплощения своих фантазий не ограничивает себя ни в материалах, ни в формах. К тому же столь сложные авторские вещи, наполненные глубокой философией, особым символизмом и мистическими мотивами, крайне редко встречаются в ювелирной среде.

Интересно, что искусство, да еще и такое своеобразное, для Султанова занятие исключительно для души. Выросший в жарком Джамбуле, городе с тысячелетней историей, через который некогда проходил Великий шелковый путь, в 1986 году он окончил один из самых престижных вузов столицы — Московский инженерно-физический институт, — вовсе не собираясь заниматься творчеством. Много лет спустя он неожиданно решил реализовать свой художественный потенциал в незаурядных и многосоставных сюжетах своих работ.

Первые образы загадочных драконов, как это часто бывает у художников, возникли в воображении Султанова спонтанно и запечатлены были не на холсте, а в виде карандашных набросков на полях ежедневника во время одной из рабочих встреч.

Работа из графической серии. Фото: Рем Султанов
Работа из графической серии.
Фото: Рем Султанов

Увлеченному коллекционеру антикварных украшений, коим он на тот момент уже давно являлся, пришлась по душе идея оживить свои фантазии в металле. Так, в 2018 году появилось первое кольцо с изображением дракона и последовавшая за ним тематическая ювелирная коллекция мужских украшений. Через год родилась еще одна линия — на этот раз брошей, вырезанных из бивня мамонта. К слову, многие ювелирные творения художника можно будет увидеть на выставке «Арт Москва» в Гостином Дворе с 19 по 23 апреля.

Попробовав себя в творчестве, Рем Султанов уже не смог остановиться — мифические существа и фантазийные сюжеты с полей ежедневника трансформировались не только в брутальные ювелирные украшения, но и в серьезные произведения графики и диджитал-арта, которые уже не один год участвуют в ярмарке современного искусства Art Russia в составе стенда галереи «Русский Мир Медиа». Как раз в рамках ярмарки этого года были представлены две его крупномасштабные работы — триптих «Трансцикличность» и «Первохранитель_Пробуждение». Это серия арт-объектов, передающих идею «движения без движения», где с полотен на зрителя взирает бесконечно трансформирующийся «глаз наблюдателя».

Фрагмент из двух частей триптиха «Трансцикличность». Фото: Рем Султанов
Фрагмент из двух частей триптиха «Трансцикличность».
Фото: Рем Султанов

Похожее всевидящее око Рем Султанов повторяет и в своих украшениях — в кольцах, брошах и запонках. Удивительно правдоподобная проработка фактуры драконьей кожи вокруг глазного яблока из драгоценных кабошонов разных цветов заставляет пристально всматриваться в рисунок поверхности и вызывает острое желание собственными руками ощутить и проверить, точно ли перед вами изделие из холодного металла.

История каждого его рисунка или украшения, их многоуровневых сюжетов сплетена из современного прочтения прошлого — отголосков самых древних и будоражащих космогонических мифов, где важное место отведено знакам, символам и скрытым за ними смыслу и идее.

Но его драконы не похожи на Смауга из толкиновского «Хоббита» или змееподобного героя всех китайских праздников с изогнутым туловищем на четырех нелепо коротких лапах. Нет, это особенный вид, близкий к современной интерпретации древнего уробороса — дракона (или иногда змеи), свернувшегося в кольцо и кусающего себя за хвост. Это один из древнейших символов цикличности жизни и репрезентация бесконечности: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели. Нечто очень близкое к этой философии Рем Султанов воплощает и в своих работах. Если присмотреться, драконьи головы в его ювелирных шедеврах всегда дополнены миниатюрным изображением то человеческого черепа, то лица, то еще какими-то еле уловимыми деталями. Все это превращает его украшения не просто в декоративные изделия, а в материализовавшуюся иллюстрацию из книги мифов художника, правда, живущих исключительно в его воображении.

Кольцо в виде драконьей головы. Фото: Рем Султанов
Кольцо в виде драконьей головы.
Фото: Рем Султанов

Подтверждает это и сам автор: «Мои произведения не появляются сами по себе. Их герои сначала оживают и проявляются в своем, специально созданном для них мире. Там они обретают неповторимую харизму и душу — и только потом заботливо извлекаются в эту реальность, материализуясь в прихотливой оболочке ювелирного арт-объекта или графического рисунка, — каждый со своей легендарной историей, транслирующей мои философские воззрения».

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
6
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
7
Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин
Музей русского импрессионизма, ранее находившийся под патронажем своего основателя Бориса Минца, объявил о смене партнера-попечителя. Новым попечителем станет предприниматель, акционер ГК ФСК Владимир Воронин
15.02.2024
Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+