18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Светоносным кирпичам дарят вторую жизнь

Стеклянные кирпичи Фальконье «формы №9» производства Российской империи. Фото: Андрей Стрельников
Стеклянные кирпичи Фальконье «формы №9» производства Российской империи.
Фото: Андрей Стрельников
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

В Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева инициировали возрождение технологии изготовления стеклянных кирпичей Фальконье, популярных на рубеже XIX–XX веков

Выставка, которая занимает флигель «Руина» Музея архитектуры, посвящена «кирпичу Фальконье», одному из любимых архитектурных материалов эпохи модерна. В рамках подготовки выставки музей предложил экспериментальному производству NWGlass.lab из Санкт-Петербурга восстановить технологию 140-летней давности и изготавливать стеклянные кирпичи, полностью соответствующие историческим образцам.

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Многие помнят, как осенью 2019 года защитники исторического наследия протестовали против варварского ведения ремонта в здании Российского государственного архива на Пироговской улице в Москве. Оконные проемы в помещениях хранений были заполнены рассеивающими свет кирпичами Фальконье; строители выбивали их молотками и заменяли современными стеклопакетами. «Мы не смогли остановить процесс капитального ремонта, но сфотографировали окна и забрали все кирпичи, которые смогли, их было более 40 штук, — рассказывает Анна Кистанова, сокуратор выставки. — Еще часть из них нашлась совсем недавно на заднем дворе другого архива, их передали в музей, и мы показываем на выставке».

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

В том же году кураторы Музея архитектуры смогли посетить выставку, посвященную Гюставу Фальконье (1845–1913), швейцарскому архитектору и изобретателю, в 1893 году показавшему на Всемирной выставке в Чикаго уже запатентованные им стеклянные выдувные блоки. Выставка проходила в швейцарском округе Ньоне, префектом которого когда-то был сам Фальконье. И еще одно совпадение: примерно тогда же в архиве архитектора Константина Мельникова (1890–1974) нашелся лист, демонстрирующий его попытки заполнить одно из шестигранных окон своего дома полупрозрачными «кирпичами Фальконье».

На тот момент в фондах Музея архитектуры не имелось ни одного образца этого строительного материала. А ведь он был более чем популярен и в Европе, и в России, особенно в 1900–1910-е годы. Его использовали для остекления коридорных окон, перекрытий зимних садов и пассажей. В Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове сохранилось немало жилых и общественных зданий, в архитектуре которых были применены стеклянные кирпичи. Их производили на многих заводах и фабриках — и по лицензии, и без, изменяя пропорции и рельеф. Но технология была одна: ручное выдувание в форму с последующим отжигом. В итоге получался пустотелый граненый блок, который мог быть бесцветным или иметь различные оттенки зеленого, синего, коричневого, фио­летового. Блоки монтировались в проемы любой формы, существовали «половинки» и «четвертинки» кирпичей.

Лестница дома Кастель Беранже. Архитектор Эктор Гимар. Париж. 1894-1898. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Лестница дома Кастель Беранже. Архитектор Эктор Гимар. Париж. 1894-1898.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Очень скоро стекло стало весьма распространенным строительным материалом: появились стеклянная черепица, оконные призмы системы Люкс­фер, прессованные стеклоблоки системы Кеплер, настенные плитки Марблит, стекло Монье с проволочной сеткой. Но к 1930-м годам многочисленные заводы по производству кирпичей Фальконье были остановлены, оборудование утрачено, технологии забыты. Во всем мире перешли к более дешевым, не требующим ручного труда прессованным стеклоблокам.

И вот четыре года назад родилась идея сделать выставку и — что еще важнее — продемонстрировать возможность реставрации сохранившихся окон с кирпичами Фальконье. «Главная цель выставки — показать и доказать, что к этому стеклу можно вернуться и не разбивать его молотками, а сохранить и восполнить. Это качественный и хороший материал, его не зря использовали лучшие архитекторы начала ХХ века», — поясняет Анна Кистанова.

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

«Мастера производства NWGlass.lab работали и с гипсовыми, и с деревянными формами — и с 3D-принтерами, — рассказывает еще один сокуратор выставки, Никита Андреев, объекты из личной коллекции которого стали образцами для реконструкции. — Описание технологии сохранилось только в патентах и в рекламе, поэтому пришлось заново пройти те этапы, которые прошел Гюстав Фальконье в свое время. И получить качественный продукт, который можно использовать в реставрации.

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Теперь, если нужно дополнить проем, можно взять кирпич из исторической кладки, отмоделировать и сделать такой же». Уже есть примеры совсем свежей реставрации с такими кирпичами: в доме Щелухиной в Нижнем Новгороде (там собирали средства всем городом), в доме Ерошенко в Басковом переулке в Петербурге и в доходном доме Бабушкина на Садовнической улице в Москве (тут реставрация лестничной перегородки была инициативой жильцов).

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Сделанными на петербургском экспериментальном производстве кирпичами разных оттенков «формы № 9» в «Руине» Музея архитектуры заполнен огромный оконный проем на лестнице. Предполагается, что он останется навсегда. А еще во временную экспозицию включены предметы из немалой уже коллекции музея, образцы работы европейских и российских фабрик, оборудование и инструменты стеклодува, рекламные каталоги и архитектурная графика. Каталог выставки стал первым русскоязычным изданием на эту тему. 

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щукина
«Фальконье. Архитектура света»
До 20 августа

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+