18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Светоносным кирпичам дарят вторую жизнь

Стеклянные кирпичи Фальконье «формы №9» производства Российской империи. Фото: Андрей Стрельников
Стеклянные кирпичи Фальконье «формы №9» производства Российской империи.
Фото: Андрей Стрельников
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

В Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева инициировали возрождение технологии изготовления стеклянных кирпичей Фальконье, популярных на рубеже XIX–XX веков

Выставка, которая занимает флигель «Руина» Музея архитектуры, посвящена «кирпичу Фальконье», одному из любимых архитектурных материалов эпохи модерна. В рамках подготовки выставки музей предложил экспериментальному производству NWGlass.lab из Санкт-Петербурга восстановить технологию 140-летней давности и изготавливать стеклянные кирпичи, полностью соответствующие историческим образцам.

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Многие помнят, как осенью 2019 года защитники исторического наследия протестовали против варварского ведения ремонта в здании Российского государственного архива на Пироговской улице в Москве. Оконные проемы в помещениях хранений были заполнены рассеивающими свет кирпичами Фальконье; строители выбивали их молотками и заменяли современными стеклопакетами. «Мы не смогли остановить процесс капитального ремонта, но сфотографировали окна и забрали все кирпичи, которые смогли, их было более 40 штук, — рассказывает Анна Кистанова, сокуратор выставки. — Еще часть из них нашлась совсем недавно на заднем дворе другого архива, их передали в музей, и мы показываем на выставке».

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

В том же году кураторы Музея архитектуры смогли посетить выставку, посвященную Гюставу Фальконье (1845–1913), швейцарскому архитектору и изобретателю, в 1893 году показавшему на Всемирной выставке в Чикаго уже запатентованные им стеклянные выдувные блоки. Выставка проходила в швейцарском округе Ньоне, префектом которого когда-то был сам Фальконье. И еще одно совпадение: примерно тогда же в архиве архитектора Константина Мельникова (1890–1974) нашелся лист, демонстрирующий его попытки заполнить одно из шестигранных окон своего дома полупрозрачными «кирпичами Фальконье».

На тот момент в фондах Музея архитектуры не имелось ни одного образца этого строительного материала. А ведь он был более чем популярен и в Европе, и в России, особенно в 1900–1910-е годы. Его использовали для остекления коридорных окон, перекрытий зимних садов и пассажей. В Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове сохранилось немало жилых и общественных зданий, в архитектуре которых были применены стеклянные кирпичи. Их производили на многих заводах и фабриках — и по лицензии, и без, изменяя пропорции и рельеф. Но технология была одна: ручное выдувание в форму с последующим отжигом. В итоге получался пустотелый граненый блок, который мог быть бесцветным или иметь различные оттенки зеленого, синего, коричневого, фио­летового. Блоки монтировались в проемы любой формы, существовали «половинки» и «четвертинки» кирпичей.

Лестница дома Кастель Беранже. Архитектор Эктор Гимар. Париж. 1894-1898. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Лестница дома Кастель Беранже. Архитектор Эктор Гимар. Париж. 1894-1898.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Очень скоро стекло стало весьма распространенным строительным материалом: появились стеклянная черепица, оконные призмы системы Люкс­фер, прессованные стеклоблоки системы Кеплер, настенные плитки Марблит, стекло Монье с проволочной сеткой. Но к 1930-м годам многочисленные заводы по производству кирпичей Фальконье были остановлены, оборудование утрачено, технологии забыты. Во всем мире перешли к более дешевым, не требующим ручного труда прессованным стеклоблокам.

И вот четыре года назад родилась идея сделать выставку и — что еще важнее — продемонстрировать возможность реставрации сохранившихся окон с кирпичами Фальконье. «Главная цель выставки — показать и доказать, что к этому стеклу можно вернуться и не разбивать его молотками, а сохранить и восполнить. Это качественный и хороший материал, его не зря использовали лучшие архитекторы начала ХХ века», — поясняет Анна Кистанова.

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

«Мастера производства NWGlass.lab работали и с гипсовыми, и с деревянными формами — и с 3D-принтерами, — рассказывает еще один сокуратор выставки, Никита Андреев, объекты из личной коллекции которого стали образцами для реконструкции. — Описание технологии сохранилось только в патентах и в рекламе, поэтому пришлось заново пройти те этапы, которые прошел Гюстав Фальконье в свое время. И получить качественный продукт, который можно использовать в реставрации.

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Теперь, если нужно дополнить проем, можно взять кирпич из исторической кладки, отмоделировать и сделать такой же». Уже есть примеры совсем свежей реставрации с такими кирпичами: в доме Щелухиной в Нижнем Новгороде (там собирали средства всем городом), в доме Ерошенко в Басковом переулке в Петербурге и в доходном доме Бабушкина на Садовнической улице в Москве (тут реставрация лестничной перегородки была инициативой жильцов).

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Сделанными на петербургском экспериментальном производстве кирпичами разных оттенков «формы № 9» в «Руине» Музея архитектуры заполнен огромный оконный проем на лестнице. Предполагается, что он останется навсегда. А еще во временную экспозицию включены предметы из немалой уже коллекции музея, образцы работы европейских и российских фабрик, оборудование и инструменты стеклодува, рекламные каталоги и архитектурная графика. Каталог выставки стал первым русскоязычным изданием на эту тему. 

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щукина
«Фальконье. Архитектура света»
До 20 августа

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
4
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
5
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
6
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
7
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Несмотря на политические и экономические потрясения, для западного рынка русского искусства 2024 год стал годом рекордов. Однако на фоне бурно развивающегося локального арт-рынка он все еще находится в упадке
19.02.2025
Отмена отмены? Русское искусство на Западе и в России
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+