18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекционер Михаил Царев продает работы из сквота в Фурманном

Михаил Царев в экспозиции выставки «ЧК Царев» в новом пространстве Vladey на Неглинной. Фото: VLADEY
Михаил Царев в экспозиции выставки «ЧК Царев» в новом пространстве Vladey на Неглинной.
Фото: VLADEY

Аукционный дом Vladey проведет торги «ЧК Царев», впервые сделав ставку на имя коллекционера — Михаила Царева. Особый интерес на торгах 8 апреля представляет пул работ конца 1980-х годов, созданных в арт-сквоте в Фурманном переулке

Сейчас все 46 лотов из коллекции Михаила Царева можно видеть на выставке в новом пространстве Vladey на Неглинной. Естественно, вещи из частных коллекций и раньше продавались на московском аукционе, специализирующемся на современном русском искусстве, но это первый случай, когда торги Vladey полностью посвящены одной коллекции и владелец не только не скрывает свое имя, но и в каком-то смысле делает на него ставку. Это понятно: имя хорошо известно в профессиональной среде.

Лот 40. Андрей Яхнин. «Шах и мат». 1989. Фото: VLADEY
Лот 40. Андрей Яхнин. «Шах и мат». 1989.
Фото: VLADEY

Михаил Царев начал покупать восходящих российских звезд в середине 1990-х годов, у молодых российских галеристов. В частности, многое было приобретено с выставок в галерее XL (например, реплика инсталляции «Чужие здесь не ходят» Сергея Шутова или объект «Унок» Игоря Макаревича). Часто коллекционер бывал и в галерее «Риджина» Владимира Овчаренко, ныне владельца Vladey, и в петербургской галерее «Д-137». По словам Михаила Царева, покупки в галереях, а не напрямую у художников в мастерских были частью кодекса поведения, принятого в Клубе коллекционеров современного искусства, который был образован в начале 2000-х и одним из сооснователей которого он стал. Новые коллекционеры хотели всячески поддержать становление «цивилизованного», как тогда принято было говорить, арт-рынка в нашей стране.

Слева: Лот 20. Аристарх Чернышев. «Утечка данных». 2009.  Справа: Лот 8. Игорь Макаревич. «Унок» из серии «Рисунки старых советских мастеров». 2000. Фото: VLADEY
Слева: Лот 20. Аристарх Чернышев. «Утечка данных». 2009. Справа: Лот 8. Игорь Макаревич. «Унок» из серии «Рисунки старых советских мастеров». 2000.
Фото: VLADEY

Впрочем, со временем правила могли меняться. Как признается Михаил Царев, в какой-то момент он стал много покупать на благотворительных аукционах (оттуда, например, ироничная работа Юрия Альберта 2008 года с текстом «Деньги, заплаченные за эту работу, потрачены на добрые дела. Стала ли она от этого лучше?») или просто помогал художникам в тяжелые времена, приобретая у них произведения. Так было с топ-лотом предстоящего аукциона — огромным холстом Владислава Мамышева-Монро «Монро встречает Гагарина» 2008 года с эстимейтом 2–2,4 млн руб. Примерно так же оценен и набор из 16 фотографий «Звезды» 2003 года, где Монро предстает в образах разных известных личностей на фоне Кремля. Эта серия когда-то была сделана для одноименной выставки в рамках I Московской биеннале современного искусства. На аукционе будут и другие звездные имена: группа АЕS+F, Дмитрий Врубель, Олег Кулик, петербуржцы Виталий Пушницкий, Ольга Флоренская.

Слева: Лот 19. Группа «AES+F». Эпизод 3, №5 из серии «Action half life». 2003. Справа: Лот 18. Группа «AES+F». Эпизод 3, №2 из серии «Action half life». 2003. Фото: VLADEY
Слева: Лот 19. Группа «AES+F». Эпизод 3, №5 из серии «Action half life». 2003. Справа: Лот 18. Группа «AES+F». Эпизод 3, №2 из серии «Action half life». 2003.
Фото: VLADEY

Однако не они делают этот аукцион уникальным, а подборка из 18 картин, выделенных в подраздел «Коллекция „Фурманный“». В совокупности эти произведения, созданные разными художниками в 1987–1989 годах в легендарном художественном сквоте в Фурманном переулке в Москве, обладают несомненной музейной и исторической ценностью как характерный срез искусства эпохи перестройки.

Лот 32. Гия Абрамишвили. «Патриотический союз». 1989.  Фото: VLADEY
Лот 32. Гия Абрамишвили. «Патриотический союз». 1989.
Фото: VLADEY

Эти работы участвовали в выставке «Москва. Мастерские. Фурманный переулок» в Варшаве и швейцарском Мартини в 1989–1990 годах, которую организовал польский куратор Петр Новицкий. Потом, как сообщает аукционный дом, они были приобретены миллионером Васко де Андреаде, создавшим в Бельгии «Фонд Фурманного переулка». После смерти де Андреаде коллекция картин застряла на долгие годы на складе в городе Ле-Локль и начала распродаваться наследниками лишь около десяти лет назад. Часть этой выставки и купил Михаил Царев на аукционах в Бельгии в 2016–2017 годах. Среди представленных в подборке имен — Сергей Волков, Сергей Калинин, Игорь Меглицкий, Николай Овчинников, Андрей Филиппов, Вадим Фишкин, Ольга Чернышева, «Чемпионы мира», а цены на них теперь варьируются от 300 тыс. до 2 млн руб.

Михаил Царев в экспозиции выставки «ЧК Царев». Фото: VLADEY
Михаил Царев в экспозиции выставки «ЧК Царев».
Фото: VLADEY

Как рассказал Михаил Царев нашей газете, выставленное на аукцион — лишь часть его коллекции, в которой около 500 произведений искусства. «Я 30 лет держал их у себя, их никто толком не видел. Я думал, что будет много институций, они будут брать в аренду работы. Была такая идея, но это не получилось. И я решил дать работам вторую жизнь», — так он объясняет решение расстаться с этой частью коллекции. И делится своими наблюдениями: «Мировые аукционы сейчас продают работы российских художников. Здесь много работало иностранцев: французы, немцы… И сейчас они сбрасывают то, что покупали. Им цены не важны — лишь бы ушло. И если кто думает собирать коллекцию русского искусства, сейчас подходящий момент».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+