18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекционер Михаил Царев продает работы из сквота в Фурманном

Михаил Царев в экспозиции выставки «ЧК Царев» в новом пространстве Vladey на Неглинной. Фото: VLADEY
Михаил Царев в экспозиции выставки «ЧК Царев» в новом пространстве Vladey на Неглинной.
Фото: VLADEY

Аукционный дом Vladey проведет торги «ЧК Царев», впервые сделав ставку на имя коллекционера — Михаила Царева. Особый интерес на торгах 8 апреля представляет пул работ конца 1980-х годов, созданных в арт-сквоте в Фурманном переулке

Сейчас все 46 лотов из коллекции Михаила Царева можно видеть на выставке в новом пространстве Vladey на Неглинной. Естественно, вещи из частных коллекций и раньше продавались на московском аукционе, специализирующемся на современном русском искусстве, но это первый случай, когда торги Vladey полностью посвящены одной коллекции и владелец не только не скрывает свое имя, но и в каком-то смысле делает на него ставку. Это понятно: имя хорошо известно в профессиональной среде.

Лот 40. Андрей Яхнин. «Шах и мат». 1989. Фото: VLADEY
Лот 40. Андрей Яхнин. «Шах и мат». 1989.
Фото: VLADEY

Михаил Царев начал покупать восходящих российских звезд в середине 1990-х годов, у молодых российских галеристов. В частности, многое было приобретено с выставок в галерее XL (например, реплика инсталляции «Чужие здесь не ходят» Сергея Шутова или объект «Унок» Игоря Макаревича). Часто коллекционер бывал и в галерее «Риджина» Владимира Овчаренко, ныне владельца Vladey, и в петербургской галерее «Д-137». По словам Михаила Царева, покупки в галереях, а не напрямую у художников в мастерских были частью кодекса поведения, принятого в Клубе коллекционеров современного искусства, который был образован в начале 2000-х и одним из сооснователей которого он стал. Новые коллекционеры хотели всячески поддержать становление «цивилизованного», как тогда принято было говорить, арт-рынка в нашей стране.

Слева: Лот 20. Аристарх Чернышев. «Утечка данных». 2009.  Справа: Лот 8. Игорь Макаревич. «Унок» из серии «Рисунки старых советских мастеров». 2000. Фото: VLADEY
Слева: Лот 20. Аристарх Чернышев. «Утечка данных». 2009. Справа: Лот 8. Игорь Макаревич. «Унок» из серии «Рисунки старых советских мастеров». 2000.
Фото: VLADEY

Впрочем, со временем правила могли меняться. Как признается Михаил Царев, в какой-то момент он стал много покупать на благотворительных аукционах (оттуда, например, ироничная работа Юрия Альберта 2008 года с текстом «Деньги, заплаченные за эту работу, потрачены на добрые дела. Стала ли она от этого лучше?») или просто помогал художникам в тяжелые времена, приобретая у них произведения. Так было с топ-лотом предстоящего аукциона — огромным холстом Владислава Мамышева-Монро «Монро встречает Гагарина» 2008 года с эстимейтом 2–2,4 млн руб. Примерно так же оценен и набор из 16 фотографий «Звезды» 2003 года, где Монро предстает в образах разных известных личностей на фоне Кремля. Эта серия когда-то была сделана для одноименной выставки в рамках I Московской биеннале современного искусства. На аукционе будут и другие звездные имена: группа АЕS+F, Дмитрий Врубель, Олег Кулик, петербуржцы Виталий Пушницкий, Ольга Флоренская.

Слева: Лот 19. Группа «AES+F». Эпизод 3, №5 из серии «Action half life». 2003. Справа: Лот 18. Группа «AES+F». Эпизод 3, №2 из серии «Action half life». 2003. Фото: VLADEY
Слева: Лот 19. Группа «AES+F». Эпизод 3, №5 из серии «Action half life». 2003. Справа: Лот 18. Группа «AES+F». Эпизод 3, №2 из серии «Action half life». 2003.
Фото: VLADEY

Однако не они делают этот аукцион уникальным, а подборка из 18 картин, выделенных в подраздел «Коллекция „Фурманный“». В совокупности эти произведения, созданные разными художниками в 1987–1989 годах в легендарном художественном сквоте в Фурманном переулке в Москве, обладают несомненной музейной и исторической ценностью как характерный срез искусства эпохи перестройки.

Лот 32. Гия Абрамишвили. «Патриотический союз». 1989.  Фото: VLADEY
Лот 32. Гия Абрамишвили. «Патриотический союз». 1989.
Фото: VLADEY

Эти работы участвовали в выставке «Москва. Мастерские. Фурманный переулок» в Варшаве и швейцарском Мартини в 1989–1990 годах, которую организовал польский куратор Петр Новицкий. Потом, как сообщает аукционный дом, они были приобретены миллионером Васко де Андреаде, создавшим в Бельгии «Фонд Фурманного переулка». После смерти де Андреаде коллекция картин застряла на долгие годы на складе в городе Ле-Локль и начала распродаваться наследниками лишь около десяти лет назад. Часть этой выставки и купил Михаил Царев на аукционах в Бельгии в 2016–2017 годах. Среди представленных в подборке имен — Сергей Волков, Сергей Калинин, Игорь Меглицкий, Николай Овчинников, Андрей Филиппов, Вадим Фишкин, Ольга Чернышева, «Чемпионы мира», а цены на них теперь варьируются от 300 тыс. до 2 млн руб.

Михаил Царев в экспозиции выставки «ЧК Царев». Фото: VLADEY
Михаил Царев в экспозиции выставки «ЧК Царев».
Фото: VLADEY

Как рассказал Михаил Царев нашей газете, выставленное на аукцион — лишь часть его коллекции, в которой около 500 произведений искусства. «Я 30 лет держал их у себя, их никто толком не видел. Я думал, что будет много институций, они будут брать в аренду работы. Была такая идея, но это не получилось. И я решил дать работам вторую жизнь», — так он объясняет решение расстаться с этой частью коллекции. И делится своими наблюдениями: «Мировые аукционы сейчас продают работы российских художников. Здесь много работало иностранцев: французы, немцы… И сейчас они сбрасывают то, что покупали. Им цены не важны — лишь бы ушло. И если кто думает собирать коллекцию русского искусства, сейчас подходящий момент».

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+