18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Дмитрий Плавинский, создатель гравюр «советского ренессанса»

Дмитрий Плавинский. «Часовня». 1975. Литография. Некоторые свои мотивы художник варьировал не только в офортах, но и в других техниках. Фото: Музей AZ
Дмитрий Плавинский. «Часовня». 1975. Литография. Некоторые свои мотивы художник варьировал не только в офортах, но и в других техниках.
Фото: Музей AZ
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Давно понятно, что московский Музей AZ интересуется не только фигурой Анатолия Зверева. Недавно под эгидой музея вышла «Книга офортов» Дмитрия Плавинского, где собраны буквально все известные работы этого художника в сфере печатной графики

Художников-нонконформистов часто, хотя и довольно спорно, называют «вторым русским авангардом», намекая на их преемственность авангарду историческому. Один из них, Дмитрий Плавинский (1937–2012), придумал другую метафору — «советский ренессанс». Она не только описывает расцвет искусства в послесталинские годы, но и более точна по отношению к самому Плавинскому, который наследовал не супрематизму и кубофутуризму, а Альбрехту Дюреру, Мартину Шонгауэру и Леонардо да Винчи (эти имена встречаются в его записных книжках). Особенно зримо это проявляется в его гравюрах, сделанных филигранно, с ремесленным старанием художника эпохи Возрождения.

Дмитрий Плавинский. «Рыцарь». 1975. Фото: Музей AZ
Дмитрий Плавинский. «Рыцарь». 1975.
Фото: Музей AZ

То, как Плавинский оттачивал мастерство гравера, можно увидеть, листая «Книгу офортов», выпущенную Музеем AZ к выставке «Носороги на черепашьих бегах в Москве» — она была приурочена к 85-летию художника. В книге беспрецедентно полно представлен пласт его неживописного творчества — от линогравюр и монотипий конца 1950-х — начала 1960-х до относительно позднего «Носорога» (1987), выполненного вслед за Дюрером и вместившего в себя целое мироздание. Это вообще характерно для него: отразить большое в малом, поместить в росинку или чешуйку ощущение космической безграничности. Именно поэтому стоит отметить превосходное качество репродукций в книге: тончайшие штрихи и мельчайшие детали в них хорошо различимы.

Мария Плавинская. «Дмитрий Плавинский. Книга офортов». М.: Музей AZ, 2022. 248 с.: ил.
Мария Плавинская. «Дмитрий Плавинский. Книга офортов». М.: Музей AZ, 2022. 248 с.: ил.

В издании явлены два несхожих взгляда на творчество Плавинского-офортиста. Первый, более конвенциональный, дается в открывающей статье, автором которой выступил Олег Антонов, заведующий отделом графики ГМИИ им. А.С.Пушкина (кстати, именно в гравюрном кабинете Пушкинского музея художник постигал искусство гравюры, рассматривая оттиски Дюрера, Рембрандта, Гойи). Антонов доходчиво раскрывает ключевые темы, мотивы и аллюзии, которые возникают в работах Плавинского. Другой взгляд, где профессиональная отстраненность уступает место личному чувству, принадлежит Марии Плавинской, вдове художника, наблюдавшей собственными глазами рождение многих работ. Как духовная единомышленница мужа, она объясняет религиозно-философскую подоплеку офортов, как спутница жизни — делится любопытными эпизодами его биографии. Удивительна до содрогания, например, предыстория появления образа мумифицированной собаки, будто бы застывшей на бегу и воплощающей единство вечного и преходящего. Художник обнаружил мумию во время прогулки по колхозному полю и, пораженный изяществом ее формы, обернул одеялом и перевез на электричке в Москву, где повесил на стену в мастерской. Другая неожиданная находка Плавинского, рассохшаяся рыбацкая лодка на заснеженном берегу, переродилась в «Корабль викингов», а затем в «Пугало» (1976). Трансформацию образов, их переход из одной работы в другую удается проследить, углубляясь в книгу.

Дмитрий Плавинский. «Космический лист». 1975. Фото: Музей AZ
Дмитрий Плавинский. «Космический лист». 1975.
Фото: Музей AZ

Мария Плавинская подготовила ряд комментариев и девять эссе об избранных гравюрах, чтобы помочь читателю верно истолковать их. Что бывает непросто, ведь, как писал сам Плавинский, художник не раскрывает себя в своих произведениях, а, напротив, шифрует. Художественный замысел автора проступает в руинах церквей и древних городов, через прожилки листьев и просветы истлевших досок, сквозь нотный стан и церковнославянскую вязь. Археологию этого палимпсеста из впечатлений, учений и прозрений позволяют понять материалы, завершающие книгу: список путешествий художника, а также хронология жизни, составленная им самим.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+