18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекция музея в роли большого ботанического атласа

Из альбома «Сад Эрмитажа» в числе прочего пытливый читатель узнает, что на полотне Герарда Доу «Купальщица», помимо главной героини, изображены донник белый, лопух дубравный, манжетка и некоторые другие растения. Фото: Государственный Эрмитаж
Из альбома «Сад Эрмитажа» в числе прочего пытливый читатель узнает, что на полотне Герарда Доу «Купальщица», помимо главной героини, изображены донник белый, лопух дубравный, манжетка и некоторые другие растения.
Фото: Государственный Эрмитаж
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Альбом «Сад Эрмитажа» позволяет от лицезрения живописи в целом перейти к анализу растительного мира, запечатленного на холстах. Свой вклад в книжный проект внесли как маститые специалисты, так и совсем молодые

Это издание подготовлено независимым частным фондом «Эрмитаж XXI век» при участии музея и Санкт-Петербургского государственного университета. Книга стала частью проекта «Музей 15/24», разработанного еще в 2020 году международным консорциумом в составе выставочного центра «Эрмитаж-Амстердам», фонда «Эрмитаж XXI век» и Аутсайдер-арт-музея (Нидерланды). Проект входит в международную программу Creative Twinning, которую финансирует МИД Королевства Нидерланды.

Продолжением «Музея 15/24» стал эрмитажный проект «Молодость», направленный на работу с молодежью от 17 до 28 лет. У него есть практическое направление — издание книг, в написании которых наравне с опытными исследователями принимают участие молодые ученые и студенты. В 2020 году в рамках проекта «Молодость» вышла книга «Бабочки Эрмитажа».

«Сад Эрмитажа». СПб.: Фонд «Эрмитаж XXI век», 2022. 634 с.: ил.
«Сад Эрмитажа». СПб.: Фонд «Эрмитаж XXI век», 2022. 634 с.: ил.

Книга «Сад Эрмитажа» — очередное издание в той же серии. В альбом включены как статьи научных сотрудников музея и университета, так и работы студентов. А тема его — растения, чьи изображения встречаются в натюрмортах, пейзажах, произведениях прикладного искусства, преимущественно из голландской коллекции ГЭ, одной из самых полных в мире. «Все статьи писались специально для этой книги, — рассказала нашему изданию Ирина Багдасарова, куратор проекта «Молодость», редактор книги. — Среди опубликованных произведений из коллекции музея много тех, что публикуются впервые».

Книга состоит из семи разделов: «Природные ландшафты, сады и парки», «В раме из цветов», «Венки», «Букеты», «Натюрморты», «Орнамент/паттерны» и «Образцы». Предваряет первый раздел статья «Хрупкость, красота, неизбежность увядания» Натальи Деминой, главного научного сотрудника отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, подробно рассказывающая о расцвете нидерландского искусства, оказавшего мощное влияние на всю европейскую культуру. В разделе представлены картины голландских и фламандских мастеров, в том числе Питера и Яна Брейгелей, Рогира ван дер Вейдена, Луки Лейденского, Питера Пауля Рубенса, Яна ван Эйка. На них отмечены растения и даны описания, сделанные научными сотрудниками биологического факультета СПбГУ.

Франс Янс ван Мирис Старший. «Разбитое яйцо». Вторая половина XVII в. Из раздела альбома «Природные ландшафты, сады и парки». Фото: Государственный Эрмитаж
Франс Янс ван Мирис Старший. «Разбитое яйцо». Вторая половина XVII в. Из раздела альбома «Природные ландшафты, сады и парки».
Фото: Государственный Эрмитаж

Последующие статьи описывают разные аспекты представления цветов, деревьев и плодов на картинах художников, в работах скульпторов, мастеров по изготовлению гобеленов, фарфора, кружев, тканей. Особенно интересен раздел «Образцы» с рассказом о знаменитом голландском художнике Георге Хуфнагеле (1542–1601), чьи графические листы с рисунками растений и животных послужили образцами для очень многих художников и иллюстраторов. Все статьи переведены на английский язык.

Завершают издание обширный научный комментарий и перечень из почти 200 растений, описанных биологами в процессе исследования музейных экспонатов. По словам Валентины Бубыревой, кандидата биологических наук, ведущего специалиста управления экспозиций и музейных коллекций СПбГУ, ученые обратили внимание, что довольно часто в букетах присутствует лакфиоль и другие пахучие растения, а из цветов чаще всего встречаются розы — они изображены на 76 из почти 200 музейных экспонатов, подвергшихся исследованию.

«Наша задача была — определить растение, дать ему название, принадлежность к семейству, в пейзажах определить по кронам деревья, — рассказывает Валентина Бубырева. — Мы практически не встретили фантазийных растений, все они были узнаваемыми. Особенно поразил удивительный натурализм в изображении деталей. Как сказал один из наших сотрудников, эрмитажные предметы — это настоящий учебник ботаники».

По словам Зорины Мысковой, председателя правления фонда «Эрмитаж XXI век», книгу «Сад Эрмитажа» удалось подготовить и издать в рекордно короткие сроки — за один год. «Сейчас мы готовим новый издательский проект, — поделилась планами Зорина Мыскова. — Он тоже будет связан с коллекцией Эрмитажа, и в нем тоже активное участие примут молодые ученые и студенты». 

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+