18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекция музея в роли большого ботанического атласа

Из альбома «Сад Эрмитажа» в числе прочего пытливый читатель узнает, что на полотне Герарда Доу «Купальщица», помимо главной героини, изображены донник белый, лопух дубравный, манжетка и некоторые другие растения. Фото: Государственный Эрмитаж
Из альбома «Сад Эрмитажа» в числе прочего пытливый читатель узнает, что на полотне Герарда Доу «Купальщица», помимо главной героини, изображены донник белый, лопух дубравный, манжетка и некоторые другие растения.
Фото: Государственный Эрмитаж
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Альбом «Сад Эрмитажа» позволяет от лицезрения живописи в целом перейти к анализу растительного мира, запечатленного на холстах. Свой вклад в книжный проект внесли как маститые специалисты, так и совсем молодые

Это издание подготовлено независимым частным фондом «Эрмитаж XXI век» при участии музея и Санкт-Петербургского государственного университета. Книга стала частью проекта «Музей 15/24», разработанного еще в 2020 году международным консорциумом в составе выставочного центра «Эрмитаж-Амстердам», фонда «Эрмитаж XXI век» и Аутсайдер-арт-музея (Нидерланды). Проект входит в международную программу Creative Twinning, которую финансирует МИД Королевства Нидерланды.

Продолжением «Музея 15/24» стал эрмитажный проект «Молодость», направленный на работу с молодежью от 17 до 28 лет. У него есть практическое направление — издание книг, в написании которых наравне с опытными исследователями принимают участие молодые ученые и студенты. В 2020 году в рамках проекта «Молодость» вышла книга «Бабочки Эрмитажа».

«Сад Эрмитажа». СПб.: Фонд «Эрмитаж XXI век», 2022. 634 с.: ил.
«Сад Эрмитажа». СПб.: Фонд «Эрмитаж XXI век», 2022. 634 с.: ил.

Книга «Сад Эрмитажа» — очередное издание в той же серии. В альбом включены как статьи научных сотрудников музея и университета, так и работы студентов. А тема его — растения, чьи изображения встречаются в натюрмортах, пейзажах, произведениях прикладного искусства, преимущественно из голландской коллекции ГЭ, одной из самых полных в мире. «Все статьи писались специально для этой книги, — рассказала нашему изданию Ирина Багдасарова, куратор проекта «Молодость», редактор книги. — Среди опубликованных произведений из коллекции музея много тех, что публикуются впервые».

Книга состоит из семи разделов: «Природные ландшафты, сады и парки», «В раме из цветов», «Венки», «Букеты», «Натюрморты», «Орнамент/паттерны» и «Образцы». Предваряет первый раздел статья «Хрупкость, красота, неизбежность увядания» Натальи Деминой, главного научного сотрудника отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, подробно рассказывающая о расцвете нидерландского искусства, оказавшего мощное влияние на всю европейскую культуру. В разделе представлены картины голландских и фламандских мастеров, в том числе Питера и Яна Брейгелей, Рогира ван дер Вейдена, Луки Лейденского, Питера Пауля Рубенса, Яна ван Эйка. На них отмечены растения и даны описания, сделанные научными сотрудниками биологического факультета СПбГУ.

Франс Янс ван Мирис Старший. «Разбитое яйцо». Вторая половина XVII в. Из раздела альбома «Природные ландшафты, сады и парки». Фото: Государственный Эрмитаж
Франс Янс ван Мирис Старший. «Разбитое яйцо». Вторая половина XVII в. Из раздела альбома «Природные ландшафты, сады и парки».
Фото: Государственный Эрмитаж

Последующие статьи описывают разные аспекты представления цветов, деревьев и плодов на картинах художников, в работах скульпторов, мастеров по изготовлению гобеленов, фарфора, кружев, тканей. Особенно интересен раздел «Образцы» с рассказом о знаменитом голландском художнике Георге Хуфнагеле (1542–1601), чьи графические листы с рисунками растений и животных послужили образцами для очень многих художников и иллюстраторов. Все статьи переведены на английский язык.

Завершают издание обширный научный комментарий и перечень из почти 200 растений, описанных биологами в процессе исследования музейных экспонатов. По словам Валентины Бубыревой, кандидата биологических наук, ведущего специалиста управления экспозиций и музейных коллекций СПбГУ, ученые обратили внимание, что довольно часто в букетах присутствует лакфиоль и другие пахучие растения, а из цветов чаще всего встречаются розы — они изображены на 76 из почти 200 музейных экспонатов, подвергшихся исследованию.

«Наша задача была — определить растение, дать ему название, принадлежность к семейству, в пейзажах определить по кронам деревья, — рассказывает Валентина Бубырева. — Мы практически не встретили фантазийных растений, все они были узнаваемыми. Особенно поразил удивительный натурализм в изображении деталей. Как сказал один из наших сотрудников, эрмитажные предметы — это настоящий учебник ботаники».

По словам Зорины Мысковой, председателя правления фонда «Эрмитаж XXI век», книгу «Сад Эрмитажа» удалось подготовить и издать в рекордно короткие сроки — за один год. «Сейчас мы готовим новый издательский проект, — поделилась планами Зорина Мыскова. — Он тоже будет связан с коллекцией Эрмитажа, и в нем тоже активное участие примут молодые ученые и студенты». 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+