18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Коллекция музея в роли большого ботанического атласа

Из альбома «Сад Эрмитажа» в числе прочего пытливый читатель узнает, что на полотне Герарда Доу «Купальщица», помимо главной героини, изображены донник белый, лопух дубравный, манжетка и некоторые другие растения. Фото: Государственный Эрмитаж
Из альбома «Сад Эрмитажа» в числе прочего пытливый читатель узнает, что на полотне Герарда Доу «Купальщица», помимо главной героини, изображены донник белый, лопух дубравный, манжетка и некоторые другие растения.
Фото: Государственный Эрмитаж
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Альбом «Сад Эрмитажа» позволяет от лицезрения живописи в целом перейти к анализу растительного мира, запечатленного на холстах. Свой вклад в книжный проект внесли как маститые специалисты, так и совсем молодые

Это издание подготовлено независимым частным фондом «Эрмитаж XXI век» при участии музея и Санкт-Петербургского государственного университета. Книга стала частью проекта «Музей 15/24», разработанного еще в 2020 году международным консорциумом в составе выставочного центра «Эрмитаж-Амстердам», фонда «Эрмитаж XXI век» и Аутсайдер-арт-музея (Нидерланды). Проект входит в международную программу Creative Twinning, которую финансирует МИД Королевства Нидерланды.

Продолжением «Музея 15/24» стал эрмитажный проект «Молодость», направленный на работу с молодежью от 17 до 28 лет. У него есть практическое направление — издание книг, в написании которых наравне с опытными исследователями принимают участие молодые ученые и студенты. В 2020 году в рамках проекта «Молодость» вышла книга «Бабочки Эрмитажа».

«Сад Эрмитажа». СПб.: Фонд «Эрмитаж XXI век», 2022. 634 с.: ил.
«Сад Эрмитажа». СПб.: Фонд «Эрмитаж XXI век», 2022. 634 с.: ил.

Книга «Сад Эрмитажа» — очередное издание в той же серии. В альбом включены как статьи научных сотрудников музея и университета, так и работы студентов. А тема его — растения, чьи изображения встречаются в натюрмортах, пейзажах, произведениях прикладного искусства, преимущественно из голландской коллекции ГЭ, одной из самых полных в мире. «Все статьи писались специально для этой книги, — рассказала нашему изданию Ирина Багдасарова, куратор проекта «Молодость», редактор книги. — Среди опубликованных произведений из коллекции музея много тех, что публикуются впервые».

Книга состоит из семи разделов: «Природные ландшафты, сады и парки», «В раме из цветов», «Венки», «Букеты», «Натюрморты», «Орнамент/паттерны» и «Образцы». Предваряет первый раздел статья «Хрупкость, красота, неизбежность увядания» Натальи Деминой, главного научного сотрудника отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, подробно рассказывающая о расцвете нидерландского искусства, оказавшего мощное влияние на всю европейскую культуру. В разделе представлены картины голландских и фламандских мастеров, в том числе Питера и Яна Брейгелей, Рогира ван дер Вейдена, Луки Лейденского, Питера Пауля Рубенса, Яна ван Эйка. На них отмечены растения и даны описания, сделанные научными сотрудниками биологического факультета СПбГУ.

Франс Янс ван Мирис Старший. «Разбитое яйцо». Вторая половина XVII в. Из раздела альбома «Природные ландшафты, сады и парки». Фото: Государственный Эрмитаж
Франс Янс ван Мирис Старший. «Разбитое яйцо». Вторая половина XVII в. Из раздела альбома «Природные ландшафты, сады и парки».
Фото: Государственный Эрмитаж

Последующие статьи описывают разные аспекты представления цветов, деревьев и плодов на картинах художников, в работах скульпторов, мастеров по изготовлению гобеленов, фарфора, кружев, тканей. Особенно интересен раздел «Образцы» с рассказом о знаменитом голландском художнике Георге Хуфнагеле (1542–1601), чьи графические листы с рисунками растений и животных послужили образцами для очень многих художников и иллюстраторов. Все статьи переведены на английский язык.

Завершают издание обширный научный комментарий и перечень из почти 200 растений, описанных биологами в процессе исследования музейных экспонатов. По словам Валентины Бубыревой, кандидата биологических наук, ведущего специалиста управления экспозиций и музейных коллекций СПбГУ, ученые обратили внимание, что довольно часто в букетах присутствует лакфиоль и другие пахучие растения, а из цветов чаще всего встречаются розы — они изображены на 76 из почти 200 музейных экспонатов, подвергшихся исследованию.

«Наша задача была — определить растение, дать ему название, принадлежность к семейству, в пейзажах определить по кронам деревья, — рассказывает Валентина Бубырева. — Мы практически не встретили фантазийных растений, все они были узнаваемыми. Особенно поразил удивительный натурализм в изображении деталей. Как сказал один из наших сотрудников, эрмитажные предметы — это настоящий учебник ботаники».

По словам Зорины Мысковой, председателя правления фонда «Эрмитаж XXI век», книгу «Сад Эрмитажа» удалось подготовить и издать в рекордно короткие сроки — за один год. «Сейчас мы готовим новый издательский проект, — поделилась планами Зорина Мыскова. — Он тоже будет связан с коллекцией Эрмитажа, и в нем тоже активное участие примут молодые ученые и студенты». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+