18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Высокие эстетические ценности и простые домашние истины

Джордж Гудвин Килберн. «Бедные родственники». 1875. Фото: Walker Art Gallery
Джордж Гудвин Килберн. «Бедные родственники». 1875.
Фото: Walker Art Gallery
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Историк культуры Николас Троманс предпринял исследование того, какое искусство выбирали для себя британцы и почему. Оказалось, что и полтора-два столетия назад хватало коучей, стремившихся наставлять население в вопросах оформления интерьеров

В 1813 году эссеист и критик Ли Хант и его брат Джон были по отдельности заключены в тюрьму за грубость в адрес принца-регента, проявленную в их журнале Examiner. Двухкомнатная камера Ли Ханта в Саутуарке быстро превратилась в своеобразный салон — после того, как он уговорил тюремщика разрешить дневные визиты друзей, среди которых был и лорд Байрон.

Сын Ханта рассказал об убранстве той тюремной камеры: розовые обои c решетчатым орнаментом, книжные шкафы, бюст Гомера и пианино, а стены до потолка увешаны гравюрами и картинами. Художник Бенджамин Роберт Хейдон, прославившийся мрачными историческими полотнами, ухитрился доставить в камеру Ханта свой огромный «Суд царя Соломона», «чтобы облегчить скуку заточения» (он явно сочувствовал заключенному, поскольку и сам неоднократно оказывался в тюрьме за долги).

Тюремная камера, она же картинная галерея, равно как и более поздние обиталища Ли Ханта, декорированные им уже на свободе, вдохновили его в 1834 году на эссе «Повесь картину в своей комнате». А это эссе послужило отправной точкой для захватывающего исследования Николаса Троманса о том, что происходит с картинами за закрытыми дверями частных домов. Эта тема оказалась и увлекательной, и многогранной.

Nicholas Tromans. «The Private Lives of Pictures: Art at Home in Britain 1800–1940». Reaktion Books. 296 с.: 28 цв. и 49 ч/б ил. £25. На английском языке
Nicholas Tromans. «The Private Lives of Pictures: Art at Home in Britain 1800–1940». Reaktion Books. 296 с.: 28 цв. и 49 ч/б ил. £25. На английском языке

В книге рассматриваются всевозможные британские варианты — от максимально скромных стен до грандиозных частных галерей музейного уровня. Авторы, которых цитирует Троманс, мучаются над вопросами, должны ли картины размещаться высоко, низко, группами или по отдельности, быть освещенными сверху или сбоку, крепиться на цепях, веревках или специальных подставках, висеть под наклоном — это особенно страстный спор — или прижатыми к стене.

Развеска картин воспринималась как серьезное дело, нацеленное отнюдь не только на оживление интерьера: картины могли поднять или испортить настроение, вдохновить на добродетель или поощрить порок. Критик и неудавшийся художник Уильям Хэзлитт, натолкнувшись в Виндзорском замке на портрет красавицы-аристократки Венеции Дигби, написанный Антонисом ван Дейком, утверждал, что «было бы почти невозможно совершить неподобающий поступок, пока эта картина висит в комнате».

Несмотря на оригинальность взглядов, знаменитый дизайнер Уильям Моррис в своем Красном доме находил место и для картин на стенах. Фото: Getty Foundation
Несмотря на оригинальность взглядов, знаменитый дизайнер Уильям Моррис в своем Красном доме находил место и для картин на стенах.
Фото: Getty Foundation

Удивляет, сколь велико было число художников, дизайнеров, писателей, реформаторов и просто проныр, которые пытались диктовать окружающим, что уместнее повесить в гостиной, что в столовой (здесь лучшим выбором считались фамильные портреты, чтобы не отвлекать взгляд и не расстраивать пищеварение) и даже в комнатах для прислуги. Среди тех, кто разглагольствовал на эту тему, Оскар Уайльд, Гарриет Бичер-Стоу, Эдит Уортон, Эдгар Аллан По и Вирджиния Вульф, вспоминавшая о том, как ее отец регулярно подводил гостей к собственному портрету, весьма для него лестному. А вот Дэвид Герберт Лоуренс утверждал, что картины дают разуму «аромат» и «неуловимую радость», в связи с чем даже предлагал сжигать их, когда эти качества — как в освежителе воздуха — улетучатся.

С какими-то из приведенных здесь суждений можно, разумеется, не соглашаться, но повесьте — и судимы будете. Книга почти наверняка заставить и вас окинуть трезвым взглядом собственные стены.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+